Баннер
ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ
Автор: Administrator   
18.04.2009 14:08

Несмотря на то, что меч с VII века и даже раньше был излюбленным предметом художественного украшения, это касалось единичных экземпляров. Основная масса мечей была сработана неуклюже даже в тех случаях, когда отличные клинки заслуживали более тщательной отделки. И только в XIV веке, благодаря итальянцам, рукояти приобретают более тонкую, совершенную форму. Навершия радуют глаз красотой и разнообразием, сама рукоять обтягивается проволокой или оплетается сеткой из шелкового шнура; крестовина чаще изогнута. Для защиты клинка от сырости верхний край ножен часто вырезался в виде клапана.

   Подвеска из узких ремней, соединяющих ножны с поясом, обычно была без оковок и часто снабжалась пряжкой. Прикреплялся меч на первых порах очень просто: широкий ремень портупеи,суженный на одном конце, пропускался через прорези и завязывался. Но все занятие с крепежом, шнуровкой меча и портупеи в то время было таким долгим и неудобным процессом, что воины предпочитали накручивать ремни на руку и так нести меч. Когда в XIII веке в употребление вошли низко сидящие рыцарские пояса, мечи стали носить подвешенными к ним за кольца. 8 XIV веке ремни крепили с помощью пряжек, крючков, а ножны привязывали. В начале XVI века входят в употребление, появившись из Италии, шпажная лопасть в виде «сумки», в которую вставлялись ножны. К середине столетия перевязи состояли из узких ремней, от двух до шести, застегнутых пряжками и подвешенных на крючке к поясу. От них узкий ремень протягивался спереди до пояса, чтобы вся эта конструкция не болталась при движении. Такой вид подвески сохранялся приблизи-тельно до XVII века, а затем стал принят французский способ ношения оружия на перевязи через плечо. Лопасть начала сохраняла свой облик, а потом, к концу столетия, превратилась в так называемый шпажный карман.

    С XII века, как мы уже говорили, стало очевидным, что меч, предназначенный только для удара, мало­действенное оружие. Поэтому клинки начали делать с заостренным концом, колющими. Однако когда в XIV веке плечи, нижняя часть груди и суставы рук были усилены металлическими платинками, это изменение формы клинков стало недостаточным: они были все-таки слишком широки, чтобы проникнуть в щели доспеха. Он имел вид длинного, трех- или четырехгранного шила с тупыми гранями и предназначался только для укола.

Острие таких формы шила чинков имело, как правило, невероятную      твердость.      Форма      «протыкателя видоизменилась в XVI веке в облегченный колющий меч кончар   -   «протыкатель   доспехов»,   исчезнувший Западной Европе во второй половине XVI века. Его место заняла вошедшая в моду испанская колющая шпага, В этот период колющее оружие существенно потеснил оружие рубящее. Даже итальянская пехота около 1560 года имела кончары  наряду с двуручными боевыми мечами, кстати, тоже двуручные и порой громадного размера. В Турции, Венгрии и Польше, где еще до конца XVIII века носили кольчужные доспехи, часть конницы вооружалась гончарами, которые подвешивались на левой стороне седла между сумками и составляли часть коннойцйф снаряжения. Кроме того, всадники имели сабли.

Немецкое рыцарство, невзирая на быстрое (благодаря итальянскому и испанскому влияниям) изменение видов оружия сначала строго придерживалось формы старого кавалерийского меча с полутораручной рукоятью, с длинным и в меру широким клинком в стиле поздней готики. 

  Рукояти с замечательным мастерством покрывались резьбой и иными средствами декоративного украшения: эмалью, финифтью гравировкой. Все чаще в отделке мечей применяют части золотых и серебряных дел мастера, резчики по (юновой кости и т. п. На кавалерийском мече появляется срединный щиток - кусок кожи, разделенный на два широких лепестка. В от верстие в центре вставлялась рукоять таким образом, чтобы лепестки с обеих сторон покрывали пятку на клинке у хвостовика.  Внешние строны    лепестков    часто    украшались    латунными гвоздиками или полностью оби- вались латунью. Щиток предохранял хвостовик от сырости и ржавчины. Эту деталь можно встретить и в XIV, и в XVI веке. Клинки украшались разнообразной гравировкой, таушировались золотом,   серебром,   медью   или   лат- унью   и   были позолочены. Около пятки принято было ставить клейма мастерских, иногда встречались имена или монограммы и дельных мастеров. Одним из старейших клейм на клинках, известным уже в XIV веке, было клеймо «волк» из Пассау, громкая слава которого простиралась даже на восток. К сожалению, «волк» мног- ократно подделывался. обычай   выбивать  личное  клеймо  мастера  появился начала в Толедо, затем в Брешии, а потом и в Нюрнберге. Пассау примкнул к ним позднее. К 1500 году таушировка личных клейм, и то в виде исклю- чения, применялась лишь ни золингенских клинках. Знак «волк» происходит от берба города Пассау, где волк, поднявшийся на задние лапы, изображен серебром в красном поле. В отрывке из гарой хроники, приведенной Лебером в своем труде Императорский цейхгауз в Вене», сообщается, что городские кузнецы получили знак волка от Альбрехта II ромого  (1298-1358).  Фактически  нет более  ранних поминаний этого знака. Но для маркировки клинков изображением    герба    не    требовалось    разрешения владельца данной земли, и знаком пользовались другие мастерские,   прежде   всего   Золинген.   Фигура   волка выбивалась очень характерно, и ее легко можно было отличить от подделок. Епископские мастерские Пассау на своих клинках кроме волка выбивали изображение епископского посоха. Уже в XIV веке мастера Тaccay умели окружить свои изделия мистическим ореолом, сопровождали изготовление клинка таинственными церемониями, чтобы он не только обладал смертоносной силой, но и делал своего хозяина неуязвимым. Этому служили вырезанные на нем изречения, заклинания религиозного и кабалистического содержания. Анало­гичны случаи использования суеверий у оружейников Индии, Китая и Японии. «Волчьи» клинки и их таинственная сила были известны туркам, необычайно ценили это оружие и итальянские воины, очень склонные к такого рода поверьям.



Обновлено для 21.04.2009 11:06
 
blank   blank   blank