Баннер
ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ
Автор: Administrator   
18.04.2009 14:08

   Примером переходного времени на границе двух веков - XI и XII - служит так называемый «меч святого Маврикия» из императорской сокровищницы в Вене. Несмотря на приписанное ему легендарное происхождение, он датируется эпохой Конрада III (1093-1 152 гг.). На другом клинке с долом украшение - тауширован     серебром Иерусалимский крест, рукоять из позолоченного серебра, на грибовидном навершии - латинские надписи.

   Немецкий церемониальный тронный меч из того же хранилища изготовлен при Генрихе VI (род. 1165, правил 1190 - 1197) в сицилийских мастерских. На клинке с плоским долом тауширован золотом крест. Рукоять и крестовина украшены эмалью и жемчугом, ножны изготовлены так, как об этом говорит монах из Санкт-Галлена: «Надлежит мечу быть, во-первых, в ножнах (из дерева), во-вторых, обернутым в кожу, в-третьих - в белейшее, светлым воском навощенное полотно, так, чтобы он, с блистающим посередине крестиком, надолго был сохранен для уничтожения язычников».

   XIII веке на клинках часто можно было видеть длинные гравированные или таушированные надписи готическими и латинскими заглавными буквами, а также клейма с инициалами мастеров. Надписи содержали молитвенные, религиозные изречения, так на зываемые «благословения оружия»,или магические заклинания (чаще на мечах из Пассау).

Со времен Каролингов меч имел высокое значение для свободного человека. Ему поклонялись, окружали романтикой волшебства и магии и давали ему, как живому существу, имя. Меч Роланда, выкованный кузнецом Мадельгером из Регенсбурга, назывался «Дюрандаль», меч Карла Великого «Жуайоз», меч Турпена «Альманс», меч Ганелона «Мюлажир», меч мавританского короля Палигана «Пресиоз», меч Вильгельма Оранского «Шойс», а  меч  Зигфрида -  «Бальмунг».  Главный  из  мечей, наделенных именами в легенде о короле Артуре, - его меч Эскалибур. Его изготовили на острове Аваллон, где владычествовала фея Моргана, и, согласно преданию, им стал владеть потом Ричард Львиное Сердце.

В конце XII века рукояти кавалерийских мечей удлиняются. Трудно было действовать клинком 80-90 см длины одной рукой, поэтому появл яются руко­яти в полторы руки. Еще редкие в XIII веке, они становятся характерными для рыцарских мечей в XIV столетии. Длинные мечи вплоть до этого времени носили без ножен, на ременной перевязи. Существовало два способа ношения меча всадниками. Рыцарь носил его \на поясе слева, а другие сословия, когда без оружия нельзя было обойтись (например, купец во время пути), притороченным к седлу спр ава. С середины XIII столетия появляются мечи, у которых клинок резко суживается от рукояти к острию, а вместо дола имеет ребро. Как правило, они применялись сначала в пешем бою, а затем, в Италии, - и всадниками. Заостренная форма клинка говорит об изменении спосо   ба борьбы: стало возможным наносить уколы острием в отверстия доспехов и открытые участки тела.

   Ножны в это время - деревянные, с металлическим прибором, украшенным чеканкой. В XIV веке клинки вслед за доспехами приобрели особую крепость. Боевые клинки все чаще снабжены ребром вместо дола, а остроугольная их форма позволяет, насколько возможно, уменьшить тяжесть страшного оружия. Цели, для которых  предназначался меч, определяли форму его клинка: у мечей парадных и «на каждый день» она была разной. Последние, как правило, были легкими, удобными, короткими, рассчитанными на поединок на близком расстоянии. Так, в начале XIV века в Испании и в Италии наряду с дорогим мечом появляется гражданское оружие», служившее и рыцарю, и горожанину, и крестьянину.

   Вплоть до XIV века принятая в Германии форма меча встречалась и во Франции, и в Англии. Но затем усилилось итальянское влияние из-за распространения из Болоньи, Венеции и Флоренции искусства фехтования, которое очень быстро стало развиваться во Франции и Германии. Странствующие по Европе последователи итальянских фехтовальных школ - Братства Марка, фехтовального братства и др. - определенно повлияли на изменение облика меча. В 1350 году мастера фехтования перечислены среди «гладиаторов» в немецких городах. В 1380 году их стали называть Fehter - «поединщиками», - откуда и произошло слово -фехтование, а император Фрид­рих III (1425-1493) даровал им в 1487 году привилегию именоваться «мастерами меча».Серьезнейшие показатель­ные бои, турниры, рыцарские поединки (вплоть до пролития крови) назывались «Bluet- Ruer Fehten». Странствующих мастеров принято было называть свободными поединщиками или дуэлянтами. В XVI веке появляются фехтовальщики, у которых вместо меча в руках уже шпага и дага.

Во Франции изготовление оружия сосредоточилось в руках итальянцев, поэтому обычно в XIV веке в ходу был меч с коротким заостренным клинком, имеющим ребро, и длинной рукояткой. Такие мечи называли бордоскими, по месту их изготовления. Наряду с этим сохранялся длинный немецкий кавалерийский меч, рукоять которого видоизменялась по итальянскому образцу.

   Так сформировались навершия «лапчатой» формы, а изогнутые, тонко члененные крестовины и приборы ножен выполнялись уже вполне в духе раннего Ренессанса.

В оружейном производстве, где до сих пор доминировал Восток, теперь на первые места выступают Толедо, Пассау и Брешиа. Если Толедо обязан своей славой маврам, то Пассау, оружейный центр послеримской эпохи,возвысился благодаря искусству немецких оружейников. Брешия, ковавшая оружие еще этрускам, в позднеримское время находилась под началом Департамента вооружений, которому подчинялись мастерские Фриулии,Штирии и Каринтии иоткуда снабжались оружием легионеры на Рейне, на Дунае, в Паннонии. В XIII столетии такой город, как Брешия благодаря своим поразите льным успехам могла претендовать в оружейном деле на первое место.



Обновлено для 21.04.2009 11:06
 
blank   blank   blank