ДУШЕНОВ Константин Иванович (1895-1940) Родился в селе Ивановское ныне Волгоградской области. Член партии с 1919 г. На флоте с 1915 г. Служил матросом на крейсере «Аврора». После Февральской революции — секретарь судового комитета корабля. Участвовал в штурме Зимнего дворца, в боях с белогвардейцами под Гатчиной. В 1918—1919 гг. — заместитель на чальника и начальник снабжения Волжской военной флотилии. С июля 1919 г. — старший морской начальник и командир Саратовского, позже Астраханского военных портов. В 1920 г. — командир и комиссар Севастопольского военного порта. С 1921 по 1924 г. — командир и комиссар Бакинского военно-морского порта, С 1924 по 1928 г. — слушатель Военно-морской академии, затем командир и комиссар учебного корабля «Комсомолец», начальник штаба дивизии линкоров на Балтике. В 1930 г. — начальник и комиссар Военно-морской академии. С 28 ноября 1930 г. — начальник штаба Морских сил Черного моря, с 13 марта 1935 г. по 25 мая 1938 г.— командующий Северной военной флотилией (с мая 1937 г. — Северным флотом). Флагман 1 ранга. Необоснованно репрессирован. Погиб в 1940 году. Реабилитирован посмертно. П. М. Клипп КОМАНДУЮЩИЙ, О КОТОРОМ МЕЧТАЛИ К началу 1935 года на Северной военной флотилии сложилась трудная обстановка. Уже третий год она «временно» базировалась в Мурманске, заняв часть причалов торгового и рыбного портов. Штаб и другие учреждения флотилии ютились на учебном судне «Комсомолец», а семьи начсостава — в нескольких сборно-щитовых домах. Думали, что такое положение продлится недолго, поэтому с ним мирились и североморцы, и гражданские организации Мурманска. Но прошли 1933, 1934, наступил 1935 год, а флотилия продолжала оставаться в Мурманске, не имея возможности по-настоящему развернуть боевую подготовку. Не было здесь и ремонтной базы. Приходилось все делать своими силами, корабли подолгу стояли у стенки. Такое положение не могло не сказаться на настроении моряков. К тому же ни на флотилии, ни в городе не было театров, клубов и других культурных учреждений. Куда пойти моряку в свободное время? Некуда. Вот и начались нарушения дисциплины, опоздания на службу. Несомненно, имели значение и объективные трудности: суровая заполярная природа, голые скалы и дикие берега, малоизведанное, почти всегда штормовое море с его туманами и снежными зарядами. Трудно в таких условиях наладить боевую подготовку, поддерживать дисциплину. Даже у наиболее романтически настроенных командиров и краснофлотцев, до того плававших на Балтике и Черном море, порой опускались руки. Строительство приходилось начинать на голом месте. Не хватало инженерно-технических работников, слаба была Флотилия была создана 1 июня 1933 года. Основой ее явились группы надводных и подводных кораблей, проведенных по Беломорско-Балтийскому каналу с Балтики, И мая 1937 года флотилия преобразована в Северный флот. проектная организация и, что самое главное, плохо шли дела с вербовкой рабочей силы. |