ВИКТОРОВ Михаил Владимирович (1893-1938) Родился в Ярославле в дворянской семье. Член партии с 1932г.Окончил Морской корпус (1913), Минный класс (1915), Штурманский класс (1917), Курсы усовершенствования высшего начсостава (1926). В годы первой мировой войны служил в Минной дивизии БФ. Участник гражданской войны. В 1917—1921 гг. служил на Балтике: старший штурман, первый помощник командира линкора «Гражданин», старший штурман, первый помощник и врид командира крейсера «Олег», командир эсминца «Всадник», командир линкора «Андрей Первозванный», первый помощник и командир линкора «Гангут» («Октябрьская революция»). В апреле 1921 г. назначен старшим морским начальником Кронштадта, в мае — начальником Морских сил Балтийского моря. С июня 1924 г. — начальник Морских сил Черного моря, с декабря 1924 г. по апрель 1926 г. — начальник Гидрографического управления. В 1926—1932 гг. — начальник Морских сил Балтийского моря, с марта 1932 г. — командующий Морскими силами Дальнего Востока, с 1935 г. — Тихоокеанским флотом. С 15 августа 1937 г. - начальник и член Военного совета Военно-Морских Сил РККА. 27 марта 1938 г. снят с должности и зачислен в распоряжение командного управления РККФ; 5 мая уволен со службы в РККФ, необоснованно репрессирован. Погиб 1 августа 1938 г, Флагман флота 1 ранга (1935). Реабилитирован посмертно. II. Б. Павлович «ЛУЧШИЙ ИЗ КОМАНДУЮЩИХ ФЛОТАМИ» Весна 1921 года. Смолк орудийный гул у Кронштадта. Боевые действия на Балтике прекратились. Но минные заграждения, поставленные во время первой мировой и гражданской войн, стояли почти нетронутой преградой поперек Финского залива. Первым из Петрограда в Кронштадт пришел 4-й дивизион тральщиков, состоявший из катеров самых различных типов. За свою разношерстность и технические особенности некоторых катеров, не имевших заднего хода, но обладавших весьма прочным корпусом, внушавшим ужас соседям при швартовках, дивизион на флоте стали называть «дикой дивизией». Средняя гавань Кронштадта была необычно пустынна. Прямо против входных ворот лежала плавбаза «Память Лзова» (затонувшая в 1919 году). У стенки Усть-Рогатки не было ни одного корабля. Только около южной стенки Средней гавани виднелись грузные корпуса линкоров «Марат» и «Парижская коммуна» («Севастополь»), на палубах которых маячили одинокие фигуры вахтенных. Как начальник дивизиона, я явился к старшему морскому начальнику Михаилу Владимировичу Викторову, флаг которого был поднят на «Марате». На эту должность М. В. Викторов был только что назначен — в апреле 1921 года. До этого он командовал находившимся в резерве линейным кораблем «Гангут». Мы вняли, что в старом флоте он был лейтенантом, а произведен в офицеры в 1913 году. В то время не казалось необычным, что главную базу флота, которой в то время был Кронштадт, возглавлял двадцативосьмилетний флагман... Я доложил Викторову цель прибытия катеров-тральщиков, после чего он сказал: — Обстановку в Кронштадте вы, полагаю, понимаете сами. Сейчас главное — поднять дух личного состава. Нужно оживить мертвую гавань. Не стесняйтесь в движении по ней своих катеров. Поднимайте на «Урале» сигналы, ведите переговоры по семафору с линейными кораблями. Ну, словом, действуйте но всем правилам рейдовой службы. Эти указания старморнача были охотно выполнены командным составом дивизиона. |