Кинжал |
Автор: Administrator |
20.04.2009 10:37 |
JPAGE_CURRENT_OF_TOTAL Ножны в те времена делали из слоновой кости или дерева и обтягивали кожей с тиснением или резными узорами красивых готических образцов. На многих ножнах имеется отделение для маленького ножа, а иногда и для шила. В средние века особо ценились богато украшенные кинжалы. У кинжалов ландскнехтов клинки длинные, узкие, но прочные. Рукояти и ножны часто, хотя и грубо, украшали накладками из слоновой кости или оленьего рога. В Италии вначале носили маленькие кинжалы. Такие кинжалы тончайшей работы можно встретить в XIV столетии. В XIV и XV веках большой славой пользовались маленькие кинжалы, так называемые бордолисы, которые делали в Бордо. Они, однако, едва ли чем либо отличались от обычных итальянских форм. Своеобразная разновидность кинжалов с трехгранными клинками, очень длинными рукоятями и очень большими, обычно круглыми защитными кольцами была известна в XV столетии под названием «сиенского кинжала». Кинжалы для венецианского рынка в большом количестве изготовляли в Беллуно, а, для французского в Брешии. Из Брешии в Венецию поставляли так называемые фусети, на клинках которых была выбита цифровая шкала. Эти кинжалы были оружием венецианских морских бомбардиров; цифровая шкала должна была представлять калибры, но на самом деле была фиктивной. Благодаря этой добавке оружие становилось артиллерийским прибором, и бомбардиры могли беспрепятственно щеголять с ним в Венеции, где никто не имел права носить оружие. В XVI веке в Испании на поединках впервые начинают держать дуэльную шпагу в правой руке для выпадов, а кинжал острием вниз в левой для парирования. Кинжалы такого назначения появились под названием «левая рука» и отличались клинком, похожим на клинок рапиры, короткой рукоятью, длинной крестовиной и, в особенности, своей треугольной, иногда ажурной гардой с внешней стороны. С середины столетия их в большом количестве производили в Италии. Как и в древковом оружии, в кинжалах используют так называемые разбрасывающиеся клинки. По обе стороны клинка имелись две отделяющиеся части, укрепленные на шарнирах. При нажатии на кнопку, находящуюся на рукояти, эти части под действием пружины выбрасывались в стороны. Разбрасывающиеся клинки были предназначены для расширения раны. После нанесения удара нажимали на пружину и быстро выдергивали клинок в открытом положении из раны. Множество подобных клинков уже в первой половине XVI века появилось в Италии . На Востоке со времени раннего средневековья в обращении были кинжалы пале как с прямым, так и с изогнутым клинком. Персидские кинж алы - камы чаще всего делали с прямыми, широкими клинками, имеющими форму листа. У турецкого кинжала, как и у арабского, клинок кривой; из Йемена происходят также кинжалы с пламенеющими клинками. Особой формой отличались малайские кинжалы, крысы, которые в большинстве случаев также имели сильно изогнутые клинки, за исключением тех, которые известны под названием индийский куттар. У этих кинжалов клинки короткие, широкие, почти треугольной формы, а металлические рукояти имеют форму вилки. Приемы владения ими очень своеобразны . Рукояти кинжалов, как и мечей, имели самую разнообразную форму. У древних кинжалов либо совсем нет крестовин, либо только небольшие, но чаще они имеют прочные диски. Только в XIV веке рукояти кинжалов стали делать похожими на рукояти мечей, вначале с короткими, загнутыми вниз крестовинами, а позже с длинными прямыми крестовинами и с простыми или двойными защитными кольцами. Защитное кольцо иногда ошибочно считают кольцом для большого пальца. Двукрылое яблоко арабской рукояти, которое мы видим на ханджарах, пользовалось успехом и в Италии, и во Франции, где такие рукояти делали вплоть до XVI столетия. Стоит проследить, как рукоять восточных кинжалов изменялась и развивалась от самых грубых, однотипных видов. Рукоять простого турецкого кинжала могла быть вырезана из куска дерева, мавританского - из трубчатой кости, индийского - из бамбуковой трубки и т.д. У восточных кинжалов рукояти и ножны обычно имели одинаковое или хотя бы похожее декоративное оформление, а существующий издревле на Востоке высокий уровень развития декоративного искусства объясняет использование разнообразных материалов. Для рукоятей часто использовали слоновую кость или зуб нарвала, так называемой рыбы-единорога, а также рог носорога. Ножны обтягивали тканями, кожей, змеиной и рыбьей кожей. Кожу использовали как шлифованную, так и нешлифованную. Чаще всего на ножнах кинжалов встречается облицовка из тонкого серебряного листа с золочением и чеканным орнаментом, которая часто, но не всегда была украшена эмалью. Это древняя техника, зародившаяся в Византии. Очень часто на Востоке кинжалы украшали драгоценными камнями. Среди других и гораздо более ценных камней чаще всего встречались зеленоватая восточная бирюза и гранат. Надо отметить, что на Востоке драгоценные камни за редким исключением помещали в оправу нешлифованными, «округлыми». Даже в европейских странах бриллиантовое гранение стало широко распространяться только в конце XVII столетия. Поэтому граненые камни на восточных образцах, датируемых до XVII века, надо считать по меньшей мере поздними добавками. На европейском оружии они появились не ранее 1650 года. |
Обновлено для 24.04.2009 10:41 |