Военные новости
Полезные сайты
ЛУЧШИЙ ИЗ КОМАНДУЮЩИХ ФЛОТАМИ |
Автор: Administrator |
12.04.2009 08:27 |
JPAGE_CURRENT_OF_TOTAL После реорганизации Морские силы Балтийского моря состояли из линейных кораблей «Марат» и «Парижская коммуна», представлявших собой самостоятельные боевые единицы, отдельного дивизиона эскадренных миноносцев, отдельного дивизиона подводных лодок, сводного дивизиона учебных судов, отряда траления, воздушных сил Балтийского моря, службы наблюдения и связи, береговых школ. В состав воздушных сил Балтийского моря входили: два разведывательных, один истребительный и один учебнотреиировочный отряды и гидроавиационная база — всего 40 самолетов различных типов. К 1 августа 1922 года общий тоннаж кораблей флота стал около 136 000 тонн. Это были корабли, либо находившиеся в строю, либо ремонтировавшиеся, либо, наконец, находившиеся в резерве, но представлявшие определенную ценность в боевом отношении. Неясность с ресурсом топлива, на который можно было рассчитывать в летне-осеннюю кампанию 1922 года, исключала возможность разработки штабом Морских сил Балтийского моря календарного плана боевой подготовки. Приходилось ограничиваться лишь общими соображениями, определявшими характер боевой подготовки, и указаниями по отдельным специальностям. Но все же линейный корабль «Марат» в августе выполнил две практические стрельбы. По две стрельбы провели канонерские лодки «Красное знамя» н «Красная звезда» и свыше 80 стрельб — эскадренные миноносцы чипа «Попик» и угольные миноносцы. Конечно, теперь эти показатели огневой подготовки могут казаться смешными. Но тогда это было большим достижением. Эскадренные миноносцы и подводные лодки производили стрельбы торпедами, преимущественно в целях отработки практических навыков командного состава. Начались первые учебные минные постановки. Район плавания кораблей был невелик. Эскадренные миноносцы выходили до меридиана острова Гогланд, а подводные лодки — до Ревеля. В отличие от других боевых кораблей тральщики в кампанию 1922 года работали в море очень много. Ими было пройдено с тралами 15 734 мили, т. е. около 1000 миль каждым тральщиком. В 1922 году общая площадь протраленных районов выросла больше чем вдвое по сравнению с 1921 годом, достигнув 586,7 квадратной мили. Благодаря своевременному тралению Большого корабельного фарватера Петроградский порт приобрел значение крупного порта, через который в то время шли почти все морские перевозки Советского государства. Значительным событием в истории не только Балтийского, но и всего Рабоче-Крестьянского Красного Флота в целом были осенние маневры, которые свидетельствовали, что процесс восстановления флота уже достиг определенной стадии, допускавшей отработку оперативно-тактических задач всеми боеспособными силами. Маневры начались в конце сентября учебной постановкой оборонительного минного заграждения передовой позиции. Ее производили эскадренные миноносцы, два малых надводных заградителя, два сторожевых корабля, пять тральщиков в обеспечении двух канонерских лодок, эскадренного миноносца и нескольких подводных лодок. Постановка выполнялась ночью, и, несмотря на еще недостаточную отработанность совместных ночных переходов, она все же прошла удовлетворительно. На следующий день был проведен оборонительный бой на минно-артиллерийской позиции, в котором участвовали все корабли (в том числе и линкор «Марат»), самолеты, находившиеся в строю, и батареи Кронштадтской крепости. Маневрами уверенно руководил М. В. Викторов с помощью хорошо сколоченного к тому времени штаба, во главе которого с февраля 1921 года стоял неутомимый Л. М. Галлер. Конечно, не все еще было гладко. Так, выявились серьезные недостатки в организации и осуществлении взаимодействия сил флота с силами Кронштадтской крепости, не подчиненной РВС Морских сил Балтийского моря (береговая оборона подчинялась сухопутному командованию). Выявились недостатки в организации связи, что, несомненно, затруднило управление силами. Остро чувствовалась ранняя бедность самолетного парка морской авиации. Но все же маневры показали, что флот становится реальной боевой силой. Это подтвердил и первый совместный нрак-тический поход линейного корабля «Марат» в охранении трех миноносцев-тральщиков и шести эскадренных миноносцев. На «Марате» был поднят флаг номглавкомора Э. С. Панцержанского, а на эскадренном миноносце «Изяслав» — флаг наморси М. В. Викторова. В районе Экхольм, Кальбоденгрунд, Ревельстейн корабли производили совместное маневрирование и выполнили ряд боевых упражнений. Первый поход кораблей Морских сил Балтийского моря оживленно обсуждался в прессе Запада. «Марат», ранее несколько раз «потопленный» буржуазными газетами, ока-зался не только целым и невредимым, но и боеспособным. Обстановка в течение зимы 1922/23 года для флота была несравнимо лучшей, чем в предыдущие годы. Это чувствовалось во всем. Остались позади трудности с топливом, значительно расширились судоремонтные возможности, стало намного лучше с продовольствием и другими видами снабжения. На всех кораблях окрепла и с каждым днем становилась все более четкой организация службы, стали регулярными судовые занятия и учения. Заметно укрепилась дисциплина. Продолжалась упорная работа по восстановлению кораблей. Средняя гавань Кронштадта в начале мая 1923 года совершенно не была похожей на ту мрачную, почти мертвую гавань весны 1921 года. Стенку Усть-Рогатки почти полностью заняли ошвартованные к ней эскадренные миноносцы, угольные миноносцы, тральщики, вспомогательные корабли. На правом фланге стоял штабной корабль «Кречет» под флагом наморси, ближе к южной стенке — линейные корабли «Марат» и начавшая оживать «Парижская коммуна». Задачи флота на летне-осеннюю кампанию 1923 года, по существу, были те же, что и в 1922 году. Однако выполнение их уже значительно отличалось в лучшую сторону — как в отношении организации боевой подготовки в целом, так и по тщательности и полноте отработки каждого из отдельных элементов. |
Обновлено для 22.04.2009 08:32 |