Баннер

Полезные сайты

ЛУЧШИЙ ИЗ КОМАНДУЮЩИХ ФЛОТАМИ
Автор: Administrator   
12.04.2009 08:27

   После реорганизации Морские силы Балтийского моря состояли из линейных кораблей «Марат» и «Парижская коммуна», представлявших собой самостоятельные боевые единицы, отдельного дивизиона эскадренных миноносцев, отдельного дивизиона подводных лодок, сводного дивизио­на учебных судов, отряда траления, воздушных сил Бал­тийского моря, службы наблюдения и связи, береговых школ. В состав воздушных сил Балтийского моря входили: два разведывательных, один истребительный и один учебнотреиировочный отряды и гидроавиационная база — все­го 40 самолетов различных типов.

   К 1 августа 1922 года общий тоннаж кораблей флота стал около 136 000 тонн. Это были корабли, либо находив­шиеся в строю, либо ремонтировавшиеся, либо, наконец, находившиеся в резерве, но представлявшие определенную ценность в боевом отношении.

Неясность с ресурсом топлива, на который можно было рассчитывать в летне-осеннюю кампанию 1922 года, иск­лючала возможность разработки штабом Морских сил Бал­тийского моря календарного плана боевой подготовки. При­ходилось ограничиваться лишь общими соображениями, оп­ределявшими характер боевой подготовки, и указаниями по отдельным специальностям. Но все же линейный корабль «Марат» в августе выполнил две практические стрельбы. По две стрельбы провели канонерские лодки «Красное зна­мя» н «Красная звезда» и свыше 80 стрельб — эскадрен­ные миноносцы чипа «Попик» и угольные миноносцы. Ко­нечно, теперь эти показатели огневой подготовки могут ка­заться смешными. Но тогда это было большим достиже­нием.

   Эскадренные миноносцы и подводные лодки производили стрельбы торпедами, преимущественно в целях отработки практических навыков командного состава. Начались пер­вые учебные минные постановки. Район плавания кораблей был невелик. Эскадренные миноносцы выходили до мери­диана острова Гогланд, а подводные лодки — до Ревеля.

В отличие от других боевых кораблей тральщики в кам­панию 1922 года работали в море очень много. Ими было пройдено с тралами 15 734 мили, т. е. около 1000 миль каж­дым тральщиком. В 1922 году общая площадь протрален­ных районов выросла больше чем вдвое по сравнению с 1921 годом, достигнув 586,7 квадратной мили. Благодаря своевременному тралению Большого корабельного фарва­тера Петроградский порт приобрел значение крупного пор­та, через который в то время шли почти все морские пере­возки Советского государства.

   Значительным событием в истории не только Балтий­ского, но и всего Рабоче-Крестьянского Красного Флота в целом были осенние маневры, которые свидетельствовали, что процесс восстановления флота уже достиг определенной стадии, допускавшей отработку оперативно-тактических за­дач всеми боеспособными силами. Маневры начались в кон­це сентября учебной постановкой оборонительного минного заграждения передовой позиции. Ее производили эскадренные миноносцы, два малых надводных заградителя, два сторожевых корабля, пять тральщиков в обеспечении двух канонерских лодок, эскадренного миноносца и нескольких подводных лодок. Постановка выполнялась ночью, и, не­смотря на еще недостаточную отработанность совместных ночных переходов, она все же прошла удовлетворительно. На следующий день был проведен оборонительный бой на минно-артиллерийской позиции, в котором участвовали все корабли (в том числе и линкор «Марат»), самолеты, нахо­дившиеся в строю, и батареи Кронштадтской крепости.

   Маневрами уверенно руководил М. В. Викторов с по­мощью хорошо сколоченного к тому времени штаба, во главе которого с февраля 1921 года стоял неутомимый Л. М. Галлер. Конечно, не все еще было гладко. Так, выявились серьезные недостатки в организации и осуществлении вза­имодействия сил флота с силами Кронштадтской крепости, не подчиненной РВС Морских сил Балтийского моря (бе­реговая оборона подчинялась сухопутному командованию). Выявились недостатки в организации связи, что, несом­ненно, затруднило управление силами. Остро чувствовалась ранняя бедность самолетного парка морской авиации. Но все же маневры показали, что флот становится реальной боевой силой. Это подтвердил и первый совместный нрак-тический поход линейного корабля «Марат» в охранении трех миноносцев-тральщиков и шести эскадренных мино­носцев. На «Марате» был поднят флаг номглавкомора Э. С. Панцержанского, а на эскадренном миноносце «Изяслав» — флаг наморси М. В. Викторова.

В районе Экхольм, Кальбоденгрунд, Ревельстейн кораб­ли производили совместное маневрирование и выполнили ряд боевых упражнений.

   Первый поход кораблей Морских сил Балтийского моря оживленно обсуждался в прессе Запада. «Марат», ранее несколько раз «потопленный» буржуазными газетами, ока-зался не только целым и невредимым, но и боеспособным.

Обстановка в течение зимы 1922/23 года для флота была несравнимо лучшей, чем в предыдущие годы. Это чувствовалось во всем. Остались позади трудности с топливом, значительно расширились судоремонтные возможности, стало намного лучше с продовольствием и другими видами снабжения. На всех кораблях окрепла и с каждым днем стано­вилась все более четкой организация службы, стали регу­лярными судовые занятия и учения. Заметно укрепилась дисциплина. Продолжалась упорная работа по восстановле­нию кораблей.

   Средняя гавань Кронштадта в начале мая 1923 года со­вершенно не была похожей на ту мрачную, почти мертвую гавань весны 1921 года. Стенку Усть-Рогатки почти полно­стью заняли ошвартованные к ней эскадренные миноносцы, угольные миноносцы, тральщики, вспомогательные корабли. На правом фланге стоял штабной корабль «Кречет» под флагом наморси, ближе к южной стенке — линейные ко­рабли «Марат» и начавшая оживать «Парижская ком­муна».

Задачи флота на летне-осеннюю кампанию 1923 года, по существу, были те же, что и в 1922 году. Однако выполне­ние их уже значительно отличалось в лучшую сторону — как в отношении организации боевой подготовки в целом, так и по тщательности и полноте отработки каждого из от­дельных элементов.



Обновлено для 22.04.2009 08:32
 
blank   blank   blank