Военные новости
Полезные сайты
ЛУЧШИЙ ИЗ КОМАНДУЮЩИХ ФЛОТАМИ |
Автор: Administrator |
12.04.2009 08:27 |
JPAGE_CURRENT_OF_TOTAL Припоминается один эпизод, правда, относящийся уже по к 1921, а к 1927 году, когда М. В. Викторов вторично командовал Морскими силами Балтийского моря. К тому времени состояние дисциплины и организация службы на флоте были несравнимо выше, чем в 1921 году, но почему-то никак не удавалось изжить опоздания начсостава на совещания. Может быть, это было даже каким-то негласным протестом против всевозможных заседаний. Укоризненные посматривания председательствующих на часы и качания головой при появлении опоздавших не помогали. Михаил Владимирович решил эту проблему оригинально и просто. В очередной раз, как только началось совещание флагманов, командиров и комиссаров, Викторов приказал закрыть двери в зал и никого не впускать. После доклада начальника штаба флота Л. М. Галлера (доклады тогда продолжались обычно не более 20—25 минут), командующий приказал открыть двери и громко сказал: — Впустить опоздавших флагманов, командиров и комиссаров! Двери распахнулись, и опоздавшие смущенно и виновато начали пробираться к своим местам. Урок пошел впрок: пунктуальность стала отличительной чертой командиров и комиссаров. Летняя и зимняя кампании 1921 года были тяжелыми для Морских сил Балтийского моря: сказывались последствия разрухи и гражданской войны. Как указывалось в отчете оперативной части флота за 1921 год, план боевой подготовки вследствие чрезвычайно ограниченных запасов топлива «выполнен только по возможности». Но вместе с тем В течение этих кампаний с каждым днем все явственнее ощущалось поступательное движение по пути восстановления флота. К концу летней кампании в строю уже были шесть эскадренных миноносцев типа «Новик», семь угольных миноносцев, канонерские лодки «Храбрый» («Красное знамя») и «Хивинец» («Красная звезда»), несколько подводных лодок типа «Барс», четыре дивизиона тральщиков (семнадцать больших и двенадцать — пятнадцать катерных тральщиков), а также значительное число вспомогательных судов. Но механизмы многих из них были сильно изношены и нуждались в заводском ремонте. Несмотря на значительные трудности с топливом и ограниченность тральных сил, безопасное движение судов по прибрежным фарватерам Финского залива было обеспечено. За летнюю кампанию 1921 года тральщики прошли с тралами 10 741 милю, протралили 241,5 квадратной мили и уничтожили 75 мин. В отчете оперативной части штаба флота о деятельности Морских сил Балтийского моря в 1921 году была характерной одна из заключительных фраз: «Все невыполнимое исполнено; остается выполнимое». В исполнении этого «невыполнимого» немалая роль принадлежала начальнику Морских сил Балтийского моря М. В. Викторову. В 1922 году нужно было продолжать работу по восстановлению и введению в строй боевых кораблей и вспомогательных судов, налаживать организацию службы на кораблях и в частях, бороться за повышение дисциплины личного состава, вести боевую подготовку уже не только одиночных кораблей, но и соединений. По-прежнему большое внимание уделялось тралению минных заграждений, стеснявших плавание вдоль южного побережья Финского залива. Зимой 1921/22 года эскадренные миноносцы, подводные лодки, тральщики и другие малые корабли базировались на Петроград: Кронштадтский пароходный завод не мог обеспечить их ремонт и поэтому приходилось использовать судоремонтные возможности Балтийского завода и плавучих мастерских. Революционный военный совет Морских сил Балтийского моря тоже находился в Петрограде. Свой флагнаморси (начальник Морских сил. — Ред.) держал на канонерской лодке «Храбрый». Я в то время служил на пей и ежедневно встречался с М. В. Викторовым. Вместе с членом PBG Ф. С. Аверичкиным он прибывал точно в 9.00, с подъемом флага по зимнему распорядку дня. Наморси работал в командирском салоне, а член РВС —- в каюте-кабинете командира канонерской лодки. Эта, казалось бы, несущественная деталь свидетельствует о тактичности и скромности М. В. Викторова и Ф. С. Аве-рички^а: они не потеснили никого из командного состава, за командиром корабля сохранилась даже спальная каюта. Присутствие командования флота на «Храбром» вообще не доставляло дополнительных беспокойств личному составу. Важнейшей заботой М. В. Викторова в течение зимы 1921/22 года были контроль за ходом работ по ремонту кораблей, налаживание организации службы на них и проведение мероприятий по укреплению дисциплины. В салоне каплодки в рабочее время он не засиживался. Практически ежедневно он посещал то какой-либо корабль, то какую-нибудь часть. Михаил Владимирович, по существу, возродил практику осмотров и смотров кораблей, забытую с 1917 года. Он проводил их продуманно и не впадал в «смотровой азарт», которым грешили некоторые флагманы на старом флоте. При осмотрах кораблей и на смотрах М. В. Викторов был очень требователен, но опять-таки это была требовательность, основанная на знании корабельной службы, оружия, боевой техники, морской практики, и ничего не имела общего с мелочной придирчивостью, снижающей авторитет начальника. В феврале — апреле 1922 года на Балтику но мобилизации было направлено значительное число коммунистов и пришло первое комсомольское пополнение. Это сыграло, конечно, громадную роль в укреплении политико-морального состояния личного состава. Восстановление флота требовало особого внимания к подготовке специалистов. Реввоенсоветом Морских сил Балтийского моря была проделана большая работа по реорганизации школ и учебных отрядов, готовивших специалистов для флота. М. В. Викторов лично принимал участие в рассмотрении программы почти каждой школы и давал рекомендации но организации практического обучения. Исключительно сложной задачей весной 1922 года было сокращение флота, обусловленное недостатком топлива, ограниченностью технической базы и финансовыми соображениями. Директива помглавкомора от 14 мая 1922 года требовала сократить тоннаж Морских сил Балтийского моря на 117 060 тонн, т. е. на 45,2%, исключив из списков 45 кораблей (35,5% от общего числа). Это приказание касалось в первую очередь давно устаревших линейных кораблей «Гражданин», «Андрей Первозванный», «Республика», броненосных крейсеров, старых миноносцев, некоторых мобилизованных во время войны судов. |
Обновлено для 22.04.2009 08:32 |