Автор: Тимоха
|
25.02.2009 13:04 |
Началась новая война с Турцией, главнокомандующим русской армией стал не Румянцев, а Потемкин. Он немало сделал на юге для подготовки к борьбе с давним врагом России. Присоединение Крыма за границей считали его заслугой, более того, говорили, что он станет королем Тавриды. Королем он, конечно, не стал, но от императрицы получил почетное звание — добавление к своей фамилии «Таврический». Потемкин предложил в 1785 году план предстоящей военной кампании, в котором исходил из необходимости полного господства русского флота на Черном море. Далее, Балтийский флот и 1-я армия получали указания о наступательных действиях на севере в случае враждебных действий со стороны Швеции. 2-я армия, Обсервационная, должна была делать то же самое на западе против Пруссии. Наконец, 3-я армия и особый корпус — действовать против Турции, на европейском и азиатском (кавказском) фронтах. Естественно, основное внимание следовало уделить первому из них. Отсюда — главные задачи: «Очаков в-первых схватить должно. Искать в поле (турецкую армию.— Авт.) и, разбив, не давать оправляться. Днепровские крепости первыми отрезаны будут. Поморские, от Очакова до Измаила, в мертвом угле лежащие, не могут быть подкрепляемы».
|
Обновлено для 25.02.2009 13:13 |
Подробнее
|
Автор: Тимоха
|
25.02.2009 13:01 |
Несмотря на появление у матушки-государыни новых фаворитов, влияние Потемкина не уменьшалось, а, наоборот, увеличивалось. В 1781 году к его трем наместни-чествам прибавилось четвертое — Саратовское, только что учрежденное. В феврале 1784 года он стал президентом Военной коллегии — военным министром России, генерал-фельдмаршалом, шефом Кавалергардского полка. В следующем году ему подчинили Черноморское адмиралтейство и Черноморский флот, штаты которых утвердили в августе. Еще через год он организовал Кавказское и Сибирское войска. Немаловажное значение имели меры Потемкина по армии. По изданному им в 1786 году уставу каждый полк получил точную роспись расходов на содержание. Фельдмаршал решительно отменил неудобные для солдат одежду, косы, пудру. «Я употребил всю свою возможность к избежанию излишеств,— писал он,— и, облегча человека, дал однако же все, что может служить к сохранению здоровья и к защите от непогоды... Армия российская, извлеченная из муки, не престанет возносить молитвы... (за Её Величество), а солдат будет здоровее и, лишась щегольских оков, поворотливее и храбрее».
|
Обновлено для 25.02.2009 13:04 |
Подробнее
|
Автор: Тимоха
|
25.02.2009 12:55 |
Выходец из мелкопоместных смоленских дворян, Григорий Александрович Потемкин родился 13 сентября 1739 года в семье отставного армейского полковника в селе Чижове Духовщин-ского уезда, около Смоленска. Отец его рано умер. Мать, бывшая на тридцать лет моложе мужа и сильно страдавшая от его деспотического нрава, воспитывала сына одна с раннего детства. Но уже на пятом году Григория взял в Москву на воспитание крестный отец и двоюродный брат отца Г. М. Кисловский, президент Камер-коллегии. Сюда же, в первопрестольную, после смерти мужа переселилась и мать с пятью дочерьми. Сохранились рассказы о его молодости, пылкости и честолюбивости натуры. «Хочу непременно быть,— объявлял он своим друзьям,— архиереем или министром... Так, так начну военной службой; а не так, то стану командовать попами». Потемкин любил во всем состязаться со сверстниками. Он очень ценил знания, накапливал их всю жизнь, не очень, впрочем, долгую. Любимыми предметами его занятий были поэзия и философия, богословие и латинский, греческий языки. Современники отмечали его склонность к чтению классиков, к отвлеченным наукам, уединенным занятиям. Целыми ночами проводил за книгами в библиотеке, например, в селе Татеве, у родных. Они нередко заставали его утром спящим в ней же на билльярдном столе. Молодой Потемкин учился сначала в заведении Лит-кена в Немецкой слободе, потом — в Московском университете. В мае 1755 года его записали в рейтары конной гвардии, через два года произвели в капралы, в декабре 1758 года — в гефрейт-капралы, в июне 1759 года — в каптенармусы. Хотя он и состоял на военной службе, но на нее не являлся, как тогда разрешалось, до окончания учения. Учился поначалу прилежно, получил даже золотую медаль. В числе двенадцати лучших учеников ездил в Петербург для представления императрице Елизавете Петровне. Но по возвращении из «Северной Пальмиры» заленился, и последовала кара — вместе с Н. И. Новиковым (известным впоследствии деятелем Русского Просвещения) его исключили из университета «за леность и нехождение в классы». Впрочем, не ходя в университет, он продолжал работать самостоятельно — много читал, размышлял.
|
Обновлено для 25.02.2009 13:01 |
Подробнее
|
|