Военные новости
Полезные сайты
КОМАНДУЮЩИЙ, О КОТОРОМ МЕЧТАЛИ |
Автор: Administrator |
16.04.2009 17:25 |
JPAGE_CURRENT_OF_TOTAL Вначале, боясь гнева командующего и ответственности за свои проступки, люди молчали или ограничивались общими фразами, но постепенно разговорились. Оказалось, авария произошла из-за расхлябанности, слабой дисциплины, особенно в БЧ-5, отсутствия должной требовательности со стороны командира эсминца Рыкова и исполняющего обязанности комиссара политрука Синиченкова, халатного, безответственного отношения к своим обязанностям командира БЧ-5 инженер-механика Орлова. Все они были сурово наказаны. Досталось и штабу, главным образом флагманским специалистам, особенно механику II. Р. Лукашевскому, и политотделу, работники которого периодически бывали на корабле и ничего «серьезного» не заметили, хотя коммунисты не раз говорили о непорядках на их эсминце. Авария на «Рыкове» послужила серьезной встряской для всех. Эсминец вскоре встал в строй и в дальнейшем был одними из лучших кораблей по боевой подготовке и дисциплине, а его командира Рыкова впоследствии назначили на должность начальника отдела боевой подготовки штаба флота. Пристрастное отношение командующего к организации службы полностью оценили, когда корабли начали совершать продолжительные походы, перестали бояться штормов, туманов, снежных зарядов В 1936 году под руководством К. И. Душенова был совершен первый поход подводных лодок на Новую Землю. С тех пор выходы в море, а также автономные плавания подводных лодок на предельные по тем временам сроки и расстояния вошли в систему боевой подготовки флота. Вот что писали о К. И. Душенове при выдвижении его кандидатом в депутаты Верховного Совета СССР 1-го созыва два передовых тогда на флоте командира В. А. Фокин и М. Н. Попов в мурманской газете «Полярная правда» от 17 ноября 1937 года. В. А. Фокин — будущий адмирал, первый заместитель главнокомандующего ВМФ: «Чем свирепее шторм, чем гуще туман, тем чаще посылает товарищ Душенов наши корабли в океан, да еще ночью, да еще без огней. Не каждый командующий решится взять на себя такую ответственность. Но Душенов человек исключительной воли, опыта, знаний, и потому удача нам сопутствует всегда. Он нам говорит: «Плавать надо в наиболее сложной обстановке, но каждый выход надо сопровождать глубоким расчетом и глубокой подготовкой. Туман, заряды, шторм надо сделать нашими союзниками». К этому положению товарищ Душенов приучил всех командиров и краснофлотцев. И плавания в подобных тяжелых условиях, раньше незнакомые нам, теперь самое обычное для нас дело...» М. Н. Попов, бывший командир подводной лодки Д-3: «Для пас, новичков, все здесь было ново. С увлечением начали осваивать далекий и незнакомый морской театр. Настоящая боевая организация флота началась только при товарище Душенове. Мы, подводники, например, с ним вместе начали совершать большие подводные походы, весь театр излазили па подводных лодках, знаем его очень хорошо, как можно было его узнать только при очень серьезной и энергичной работе. Военные корабли здесь посерьезному не плавали никогда, опыта не было, штормы, туман, снежные заряды Ледовитого океана, без всякого преувеличения, свирепы. А мы совершали на Севере такие продолжительные автономные плавания, каких но совершала ни одна подводная лодка других стран ни во время, ни после войны» (Имеется в виду первая мировая война. — П. К.). Когда командующий выходил в море, команда корабля знала, что будет более сложное учение, большее, чем обычно, количество боевых тревог. Проводя много времени на мостике и руководя общим ходом учений, Константин Иванович неизменно обходил весь корабль, посещал кубрики, беседовал и о международном положении, и о политике партии, рассказывал о старом, царском флоте и о своей любимой «Авроре», на которой был в дни Октября членом судового комитета, о Черноморском флоте, отвечал на вопросы, которыми его обычно засыпали краснофлотцы. А бывало и так. Поговорит, пошутит, посмеется, а потом предложит: — А давайте-ка, хлопцы, споем. И слышим, несется из кубрика то старинная русская или украинская песня, то «Варяг», и среди голосов различаешь мягкий, довольно сильный баритон Константина Ивановича. Почти всегда в походах Душенов участвовал в выпуске корабельной газеты, писал заметки, иногда даже стихи. Присутствие командующего в кают-компании тоже вносило радостное оживление. Серьезные беседы, веселые рассказы, истории, смех. Все чувствовали себя непринужденно и приподнято. Из походов Константин Иванович всегда возвращался возбужденным, в прекрасном настроении. И чем чаще, дальше и на большие сроки уходили корабли в море, тем веселее становился наш командующий. Исчезали угрюмость и раздражительность, он делался мягче и добрее. В том, что Северный флот так блестяще выполнил свою трудную и почетную обязанность в тяжкую годину Великой Отечественной войны, безусловно, сказалась кипучая деятельность Константина Ивановича Душенова. Шивой, энергичный, жизнерадостный, очень общительный — таким помним мы его и по сей день. Шла ли речь о лыжной вылазке в выходной день или о праздновании дня рождения кого-нибудь из друзей, рассказывал ли он сам какую-нибудь историю (а он это умел и любил) или слушал чей-нибудь рассказ, забивал ли он «козла» или играл на бильярде — все это делалось весело, шумно, с азартом. Константин Иванович был большим хлебосолом, с радостью принимал гостей, и, вероятно, не было дня, чтобы в доме у него не останавливался кто-нибудь из приезжих или не ужинал кто из командиров. Адели Карловне — его жене — было совсем нелегко. Гости появлялись чаще всего неожиданно, без предупреждения. За столом деловые разговоры, как правило, запрещались. Предпочтение отдавалось беседам на литературные, военно-морские, исторические темы и, конечно, спорам. |
Обновлено для 22.04.2009 08:44 |