Военные новости
Полезные сайты
ЖИЗНЬ, ОТДАННАЯ ФЛОТУ |
Автор: Administrator |
12.04.2009 14:16 |
JPAGE_CURRENT_OF_TOTAL Целиком отдаваясь службе, Галлер не оставлял времени для личной жизни. Все знали, что он одинок, что в Ленинграде у него три сестры, что только в выходные дни он уделяет несколько часов прогулке и заходит в магазин «Военная книга» на Арбате. Когда в конце 1937 года был организован Наркомат ВМФ, Галлер стал начальником Главного морского штаба. Около 10 лет мне довелось работать с ним вместе в Наркомате ВМФ. Это были предвоенные годы, затем годы Великой Отечественной войны и, наконец, короткий послевоенный период. Рано утром появлялся он у себя в кабинете и прежде всего брался за последние сводки с флотов. Все неясное тут же уточнял по телефону и давал нужные указания. К 9 часам утра всегда был готов к докладу, и я не помню случая, когда бы он нарушил этот порядок. 1939 год был особенно напряженным для Главного морского штаба. Обновился руководящий состав на флотах, вступило в строй много новых кораблей — все это заставляло Галлера уделять много внимания повседневному руководству оперативной и боевой подготовкой флотов. Развертывалась огромная работа по новой большой судостроительной программе, а сам Наркомат ВМФ еще переживал период становления. Одним из первых вопросов, которым занимался Главный морской штаб и о котором следует здесь вспомнить, был вопрос постоянной готовности наших флотов на случай военного конфликта. Во время хасанских событий я не раз думал: хорошо бы разработать определенную систему оповещения в случае угрозы нападения на нас врага. Смысл ее заключался в том, что по одному условному сигналу, скажем «Пламя», все соединения и части флота быстро переходят на повышенную готовность. По для этого надо предварительно хорошо пора-Ьотать и потренироваться. На Тихоокеанском флоте накопился кое-какой опыт. Теперь хотелось перенести его на все, другие флоты. Галлер оказался горячим сторонником разработки подробных наставлений, которые помогли бы быстро перевести любой флот на повышенную готовность. Его заместитель В. А. Алафузов, недавно вернувшийся из Испании, еще находился под впечатлением внезапных налетов авиации. Он тоже отлично понимал, как важно, чтобы флот мог быстро реагировать на изменения обстановки. В середине 1939 года была разработана и введена в действие трехстепенная система оперативных готовностей. В ходе внедрения в практику флотов она была усовершенствована и к началу войны уже имела четкую форму с ясным содержанием. Когда в сентябре 1939 года война в Европе стала фактом, Главный морской штаб занялся проведением мероприятий, повышающих боеспособность флотов. По мере того как все явственнее стал обозначаться будущий противник — фашистская Германия, перед ГМШ возникали различные проблемы, при решении которых мпепие Галлера играло большое значение. В 1938—-1940 годах вопросы судостроения привлекали особое внимание партии и правительства. Представленная нами программа не раз пересматривалась. Знакомя меня в начале 1939 года с программой, Л. М. Галлер рассказал кое-что о том, как она составлялась: — В тридцать шестом году меня, в то время командующего Балтийским флотом, вызвали в Москву к начальнику Военно-Морских Сил РККА Орлову, а затем к Сталину. Не зная точно, о чем пойдет разговор, мы вынуждены были отвечать без специальной подготовки на вопрос, какой же нужен нам флот... Единого мнения у моряков не было. Сталин, отпуская их, остался недоволен и сказал, что моряки еще не знают, что им нужно.
Программа, составленная наспех, без учета возможностей судостроительной промышленности (в ней было около трех десятков линкоров), была возвращена для доработки. В 1937 году проект программы подвергся спешному рассмотрению в правительстве, и под влиянием международных событий в нее были внесены серьезные изменения. Количество линкоров уменьшилось, но общий тоннаж возрос: появились авианосцы и тяжелые крейсеры. Старые проекты крейсеров и эсминцев уступили дорогу новым. Увеличилось число подводных лодок. В феврале 1938 года первый Нарком ВМФ П. А. Смирнов представляет окончательный проект программы. В 1939 году, когда о ней докладывал JJ. М. Галлер, она уже реализовывалась, хотя далеко не все технические проекты кораблей были утветкдены правительством и Наркоматом ВМФ. По указанию Сталина было принято волевое решение по строительству большого морского и океанского флота. Исходя из положений, изложенных в Боевом уставе Военно-Морских Сил РККА и других оперативных документах, будущий флот представлялся как сочетание различных классов и типов кораблей. Строилось много больших, средних малых подводных лодок. Торпедные катера считались мощным современным оружием. Морская авиация признавалась наиважнейшим родом сил в вооруженной борьбе на море, органическое вхождение ее в состав флотов считалось обязательным условием для более эффективного их использования. Однако по программе строилось много линкоров, тяжелых крейсеров и кораблей других классов надводного флота. Это соответствовало взглядам того времени, и только в свете опыта Великой Отечественной войны закладка крупных линкоров перед войной сейчас нередко подвергается критике. С одобренной программой тогда были согласны не только Главный морской штаб и органы кораблестроения, но и все руководство наркомата. Запомнились отдельные эпизоды в работе Галлера над вопросами кораблестроения в 1939 году. В июне—июле 1939 года в правительстве состоялся ряд совещаний по утверждению проектов кораблей. В ГМШ подробно рассматривались эти проекты и давались заключения. Сомнения возникли но двум крупным вопросам: ПВО кораблей и дальность плавания наших новых эсминцев. По опыту войны в Испании мы признавали запроектированные зенитные средства недостаточными и просили правительство пересмотреть зенитное вооружение отдельных классов ко раблей. Эсминцы же не в состоянии были уходить далеко от баз из-за ограниченного запаса топлива. Когда стал вопрос об усилении ПВО кораблей, Сталин бросил такую сильную реплику («Наши корабли не пойдут к берегам Америки»), что наши предложения провалились Недооценивал Сталин ПВО кораблей и в последующие годы. Этим объясняется исключение авианосцев из планов строительства флота после Великой Отечественной войны. Относительно увеличения района плавания эсминцев решили довольно неопределенно: принять возможные меры. Уже действовало неписаное правило эпохи культа личности — не возражать и считать всякие предложения Сталина «безусловно правильными», хотя он далеко не всегда разбирался в специальных вопросах. Понимал это и Л. М. Галлер. Но, пережив годы репрессий, он молчал. |
Обновлено для 22.04.2009 08:27 |