Военные новости
Полезные сайты
ЖИЗНЬ, ОТДАННАЯ ФЛОТУ |
Автор: Administrator |
12.04.2009 14:16 |
JPAGE_CURRENT_OF_TOTAL — Все на гиниката! — командовал старший помощник II. Рубани и, когда нужно было положить на «подушки» тяжелый якорь корабля. Так же, вручную, курсанты поднимали паровые катера и все шлюпки. Жили перспективой будущего флота. И что, кажется теперь, особенного — совершить плавание вокруг Скандинавии с заходом в заграничные порты Берген и Тронхейм да посетить Мурманск и Архангельск? Но тогда это было необычным. Наверное, вид наших кораблей вызывал ехидные улыбки. Зато как хорошо отзывались норвежские власти о наших краснофлотцах! Никакого сравнения с американскими матросами. Помню, к нам на корабль прибыла Александра Михайловна Коллонтай — наш посол в Норвегии — по случаю награждения группы курсантов орденами Красного Знамени за героическое тушение пожара на форту Павел в Кронштадте. — Такое поведение советских моряков облегчает здесь мою работу, — сказала тогда Александра Михайловна. На нее советские моряки произвели прекрасное впечатление. И не случайно много лет спустя, в 1945 году, на одном из приемов в Москве, когда я напомнил ей об этом, она снова повторила те же слова. Но не только старые учебные корабли вступали в строй в те годы. Восстанавливались линкоры и эсминцы, подводные лодки и корабли других классов. В летние месяцы на Кронштадтском рейде или в Лужской губе собирался не один десяток боевых кораблей Морских сил Балтийского моря. Для Л. М. Галлера в то время самыми главными проблемами оставались подготовка отдельных кораблей скола чивание первых соединений флота. Но возникали уже и другие: подготовка к строительству новых, современных по тому времени кораблей, выбор наиболее нужных нам классов судов, исходя из изменившихся задач и возможностей промышленности. В 1927 году судостроительные заводы Ленинграда восстановили три линкора, и Галлер назначается командиром сформированной дивизии линейных кораблей. К этому времени на всех флотах было уже немало заслуженных руководителей соединений различных кораблей, но более популярного и известного, чем Л. М. Галлер, трудно припомнить. Морские силы Балтийского моря между тем увеличились и были в состоянии выделить корабли на Черное море. Отряду судов в составе линкора «Парижская коммуна» («Севастополь») и крейсера «Профинтерн» («Красный Крым») предстоял ответственный поход из Кронштадта в Севастополь, да еще в зимние месяцы. Командиром отряда был назначен Галлер. Бискайский залив встретил наши корабли жестоким штормом. Крен линкора достигал 38 градусов, а на крейсере иногда и до 46. Это был редкий по силе шторм. В борьбе с ним требовались такие же усилия и напряжение воли, как и в бою. Внутренне переживая, Галлер старался казаться спокойным и, не сходя с мостика, управлял отрядом. — Приходилось ли вам раньше встречать такой шторм?— спросил я его много лет спустя. По привычке трогая большим пальцем свои рыжеватые усики, он ответил: — На эсминцах иногда и больше качало, но там это как-то легче переносится, чем на линкоре. Затем он рассказал, как огромные волны перекатывались по верхней палубе и как нос корабля, не выдержав тяжести воды, получил повреждение, которое уменьшило плавучесть линкора. Поэтому пришлось зайти во французский порт Брест для ремонта. Золотые часы были наградой правительства Галлеру за этот поход, а его авторитет среди моряков еще больше возрос. В 1930 году, после похода кораблей из Балтийского в Черное море, Л. М. Галлера принимают кандидатом в члены партии. Его выбирают депутатом Ленинградского Совета, а позднее и членом ЦИК СССР 7-го созыва. В марте 1932 года Галлера назначают командующим Морскими силами Балтийского моря. Перед Военно-Морски ми Силами РККА ставится теперь много новых и сложных задач. На высшую ступень поднимается оперативно-тактическая подготовка флотов, и от командующих требуется не только большой практический опыт, но и высокие теоретические знания. Готовились к изданию новый Боевой устав Военно-Морских Сил РККА и ряд важных оперативных документов. Л. М. Галлер принял в этой работе самое активное участие. Его практический опыт оказался весьма полезным в формировании взглядов наших командных кадров. Именно в эти годы решается наиболее животрепещущий вопрос: как вести войну на море, учитывая опыт прошлого? Тогда же не раз обсуждался вопрос и о роли флота в системе наших Вооруженных Сил. Это нашло свое отражение в Боевом уставе Военно-Морских Сил, вступившем в силу в 1937 году. В нем говорилось о значении флота и его роли, исходя из общих стратегических задач Красной Армии. Идея подчинения флотов единому плану оперативно-стратегического применения РККА пронизывала весь устав. Значительно позднее мне довелось беседовать с Галлером на эту тему, и мысль его всегда сводилась к тому, что, если страна представляет единый компактный материк, сухопутные направления остаются основными. Поэтому, несмотря на огромную протяженность наших морских границ, первоочередной задачей защиты страны в те годы являлось создание мощной Красной Армии. Каждый, кто хорошо знал Галлера, не мог не обратить внимания на его большую выдержку и чувство ответственности за порученное дело. Этого же он требовал и от подчиненных. Будучи слушателем академии, летом 1932 года я стажировался в штабе Морских сил Балтийского моря. Линейным кораблем «Октябрьская революция» командовал бывший командир крейсера «Червона Украина» Н. Н. Несвицкий. Проходя узостью Хайлода в Финском заливе, он пропорол днище корабля. Как эту неприятность перенес Несвицкий, я не знаю, но Галлер очень тяжело переживал аварию. Однако главное, пожалуй, заключалось не в том, как он переносил ту или иную неприятность и как выдержанно вел себя в критические минуты. Всех буквально восхищала его удивительная ответственность во всем. Отдав ему приказание, его начальник мог быть спокоен: Лев Михайлович обязательно выполнит все в срок. Как было бы легко работать, если бы мы имели всегда таких исполнителей! В 1937 году, когда Лев Михайлович был заместителем начальника Военно-Морских Сил РККА, меня назначили командующим Тихоокеанским флотом. Получив предписание, я несколько раз встречался с Л. М. Галлером. Это были первые личные встречи. Галлер долго и терпеливо рассказывал о положении Тихоокеанского флота. Он не ограничивался формальными указаниями, а старался научить молодого руководителя, предостеречь от промахов и ошибок. Делал это деликатно и, высказывая свое мнение о ком-либо, не «громил», а весьма метко подчеркивал его недостатки. Тут же бросалась в глаза и его исключительная память. Он помнил названия всех крупных кораблей Тихоокеанского флота и фамилии командиров. Недаром о нем говорили, что он знает не только названия кораблей, но и биографии командиров. — Пожалуйста, звоните, когда будет нужно, — сказал он, провожая меня во Владивосток. И действительно, ему часто звонили, временами даже злоупотребляя этим. Он всегда был на месте и никогда не отказывал в совете. |
Обновлено для 22.04.2009 08:27 |