Баннер
Князь Владимир
Автор: Administrator   
24.06.2009 14:53

«Раскрыв томик давнеруских былин, сразу погружаешься в волшебный и романтичний мир ранней юности Киевской Руси... В стольном граде Киеве владычествует хороший для друзей и грозный для врагов князь Владимир. Вокруг него железной стеной стоят богатыри, самый первый среди которых — Илья Муромець. Они пируют с князем в его золотых палатах. Вот типичный для былин киевского цикла зачин:

«Во стольном городе во Киеве,

Как у ласкового князя у Владимира,

Собрался у него там почестный пир,

Почестный пир и пированьице

На всех князей, на всех бояр,

На всех сильных могучих богатырей».

Однако богатыри в былинах, как и в действительности, не столько пируют, сколько охраняют рубежи Русcкой земли, беспрестанно издячи в «чистом поле» или «на богатырском залоге». Они побеждают многочисленных врагов Руси, пережде всего кочевников причерноморских степей. С ними советуется могучий и мудрый князь Владимир Красное Солнышко...

    В романтично легендарной форме былины отбили подъем Древнерусского государства конца X — началу XI столетия. Годы княжения Владимира Святославича (978— 1015) ученые называют богатырскими сутками в истории Киевской Руси не только потому, что так она была изображена в былинном эпосе. То были времена больших достижений древнерусских людей, завершения создания государства, расцвета земледелия и ремесла, промыслов и торговли, культуры и искусства. Потому сказочно прекрасным вошел период княжества Владимира Святославича в сознание его современников. Таким закрепился он и в народном воображении следующих поколений.

   Именно рождение Владимира таит достаточно много загадок. Нестор пересказывает его родословную между прочим в связи с тем, что княжича пригласили на новгородский престол: «Пришел Новгородцы, прося себе князя: «Если не пойдете к нам, то сами добудем себе князя». И молвил им Святослав: «А кто бы пошел к вам?» И отказались Ярополк и Олег . И сказал Добриня: «Просите Владимира!» Владимир же был от Малуши — ключнице Ольжиной. Малуша же была сестра Добрини; отцом же им был Малк Любечанин, и приходился Добриня дядей Владимиру». И молвили Новгороде Святославе: «Дай нам Владимира». Он же ответил: «Вот он вам». Эта запись сделана летописцем под 970 годом. Чтобы разобраться в нем, следует вернуться на четверть века назад.

   «Повесть временних лет» и другие самые давние летописи рассказывают, что осенью в 944 году отец Святослава Игорь во главе вооруженной дружыны направился к Древлянской земли собирать дань, так называемое полюддя. Взяв его, князь с частью дружинников отослал достижение в Киев, а сам с кучкой тех, которые остались при нем, вернулся к древлянам и стал требовать новой дани. Тогда древляне посоветовались с князем своим Малом и молвили: «Если унадиться волк к овцам, то выносит всю отару, пока не забьют его. Так и этот». И убили Игоря.

   Жена погибшего, мать Святослава Ольга в следующем году жестоко отомстила древлянам. Были казнены их князья, то есть племенные вожди, а семьи убитых попали в киевский плену. Вероятно, наложил тогда председателем и главный древлянский князь Рис. Кое-кто из ученых отождествляет названого Нестором Малка Любечанина, деда Владимира с маминой стороны, с древлянским обладателем Малом. Если принять эту совсем не несомненную гипотезу, которой все же не хватает прямых свидетельств источников, то иметь Владимира — Малуша окажется древлянской княж¬ною, навернутой в рабство Ольгой.

   В интересах такого предположения свидетельствуют все-таки весомые рассуждения. Во-первых, должность ключницы была очень ответственной: она заведовала хозяйством и хозяйничала всеми слугами, свободными и рабынями. Благодаря своей знатности Малуша могла получить такую важную должность. Подруге, Добриня на страницах летописи из первых шагов выступает как боярин к Владимиру ближнего, его советник и ближайший помощник. Для этого маловато быть дядей князя, необходимо иметь еще и знатное, по крайней мере не рабское происхождение.

 



Обновлено для 24.06.2009 15:38
 
blank   blank   blank