Баннер
Война с Шведами
Автор: Тимоха   
05.02.2009 18:34
К лету 1739 года Ласси снова возглавил регулярную армию, усиленную шестью тысячами донских, шестью тысячами слободских (из Слободской Украины) казаков и десятью тысячами калмыков. Ему же подчинили Днепровскую флотилию, запорожских казаков. Но новый поход на Крым не состоялся — воюющие стороны заключили Бахчисарайский мир. Ласси с армией ушел на север, к Петербургу,— надвигалась война со Швецией, не оставлявшей надежд на возвращение земель, утерянных в ходе Северной войны.
   В феврале 1740 года Ласси назначили лифляндским и рижским генерал-губернатором, в ноябре пожаловали в рейхсграфы Священной Римской империи. В 1741 году Ласси стал главнокомандующим русской армией в войне против Швеции, с августа того же года — членом Военной коллегии.
   Швеция, объявившая 24 июля 1741 года войну России, по существу не была к ней готова. Военных сил мало, план военных действий не разработан. Правда, составлен перечень требований к России. Ввиду ожидавшейся быстрой победы она должна была уступить Швеции «всю Карелию, Кексгольм, Выборг, Петербург, Нотебург, Кронштадт... со всей рекой Невой». Далее шла речь о возвращении Лифляндии, Эстляндии, Ингерманландии, островов Эзель, Даго и других местностей, о перемещении границы восточнее озер Ладожского и Онежского к Ледовитому океану. Россия не должна была иметь военных судов в Финском заливе и вывозить хлеб в Швецию. Таким образом, шведский королевский двор, ничтоже сумняшеся, хотел свести на нет Ништадтский трактат 1721 года, результаты победоносной для России Северной войны. Он разделил шкуру не убитого еще медведя.
   Шведы имели в Финляндии, откуда собирались наступать на Петербург, до пятнадцати тысяч солдат. Русские власти, узнав об объявлении Швецией войны, собирали войска и припасы в Выборге. Туда плыли корабли, шли полки.
   Ласси составил проект военной кампании против Швеции. К тому времени он имел славу опытного, неустрашимого полководца, просвещенного и доброго человека. Умел быть и решительным, и осторожным. Преданный военной службе, сторонился политических интриг и амбиций.
   Положение России в начавшейся войне осложнялось упадком флота, выпестованного в свое время Петром Великим. Хотя на рейде Кронштадта летом 1741 года стояло 14 линейных кораблей, 2 фрегата и 6 мелких судов (галиоты, брандеры, прамы), ни один из них нельзя было вывести в море — или они сгнили, или отсутствовали матросы и снаряжение, маяки и вехи для прохода судов. То же — и с галерами, а их насчитывалось до 130.
   Тем не менее начали спешно готовить, оснащать корабли. Солдатский корпус около Выборга возглавил генерал-аншеф Кейт.
Сухопутную русскую армию числом до двадцати восьми тысяч человек составляли полевые действующие полки, гарнизонные части, ландмилиция, особый артиллерийский и инженерный корпуса. Имелись и нерегулярные части — гусары, казачьи полки, конные соединения нерусских народов. Офицеры, как тогда говорили, хорошо знали «фундамент солдатского дела». Рядовой состав отличался обученностью, боевым духом, но дисциплина оставляла желать лучшего.
   Ласси прибыл в армию 20 августа. Здесь, в Выборге, он обсудил с Кейтом план военных действий. Ему сообщили, что у Кварнбю (восточнее Фридрихсгама, примерно на полпути между Гельсингфорсом и Выборгом) находится четырехтысячный корпус генерала К. Г. Врангеля. Второй лагерь с войском Будденброка располагался в 40 верстах от первого. По приказу русского фельдмаршала Кейт с десятитысячным корпусом пошел к Вильманстранду. Туда же форсированным маршем, выполняя приказ своего командующего, двигался Врангель. Он не взял с собой ни орудий, ни обоза с припасами, ни шинелей. Правда, орудия (16 единиц) имелись в Вильманстранде, и шведский генерал, прибывший на 18 часов раньше, воспользовался ими. Вместе с гарнизоном силы Врангеля составляли пять с четвертью тысяч человек.
   Город располагался на полуострове, с трех сторон омываемом водами озера Сайма. Со стороны суши доступ к нему преграждали сухой ров и земляной вал. Русские полки подходили к городу по неровной и крутой равнинс. Шведы с возвышенности обстреливали их из пушек и мушкетов, наносили им большой урон. Сражение носило ожесточенный характер. Врангель, несмотря на храбрость, и собственную, и своих солдат, не сумел использовать выгоды позиции, крепости, начал преследование русских гренадер, что заставило замолчать шведские пушки. И русские контратаки, ответные залпы привели к панике в шведских колоннах, их бегству. Солдаты Ласси на плечах неприятеля ворвались в город, и его гарнизон капитулировал. Но, несмотря на выставленный белый флаг, комендант полковник Виллебранд забыл отдать приказ прекратить огонь, и от выстрелов шведов погибли русский барабанщик, посланный фельдмаршалом Ласси, генерал Икскуль, полковник Леман. Разъяренные русские солдаты, никого не слушая, на улицах перебили многих людей, а сам город сожгли. Ласси срочно прибыл в город, строго приказал пощадить всех оставшихся в живых. Русские захватили полторы тысячи пленных, 16 знамен, 13 орудий. Оставшиеся после страшного разгрома шведы попрятались в лесах и болотах. Три или четыре эскадрона кавалерии спаслись бегством.
   Ласси вернулся в Выборг. Шведский корпус Будден-брока стоял у Фридрихсгама в бездействии. Его командующий, ослепленный гордостью и презрением к русским, не придал особого значения тому, что произошло с Врангелем.
   Русские войска терпели недостаток в продовольствии и фураже, тяжелой артиллерии и телегах. Потому они и не пошли сразу на Фридрихсгам. Расположились на зимние квартиры в Выборге, Кексгольме, Олонце; сам Ласси — на мызе Мула. Кавалерию отвели в Петербург, часть войск в Ингерманландию, Лифляндию, Москву. В столице организовали торжества по случаю победы Ласси. Михаил Ломоносов написал торжественную оду по сему случаю:
   Смотри, тяжка коль шведов страсть, Коль им страшна Российска власть... Войну открыли шведы нам: Горят сердца их к бою жарко, Гремит Стокгольм трубами ярко... При Вильманстранде слышен треск. Мечей кровавых виден блеск.
Осенью того года больших боев не было, происходили небольшие стычки. Русские отряды разбивали шведские партии, разоряли деревни. Донцы и калмыки совершали рейды в глубь Финляндии. Шведскую армию возглавил как главнокомандующий граф Карл Эмиль Ле-венгаупт. Будучи ландмаршалом риксдага — шведского парламента, он стал известен как многоречивый оратор. Полководческим же искусством не отличался. Имел в своем распоряжении около двадцати четырех тысяч солдат.


Обновлено для 05.02.2009 18:58
 
blank   blank   blank