Баннер
Последние битвы графа Шереметьева
Автор: Тимоха   
23.11.2008 18:47

После двухнедельного отдыха от ратных трудов фельдмаршалу с пехотой и небольшим кавалерийским отрядом Петр повелел идти на Ригу. В начале октября он уже был в Прибалтике, где помимо него должен был действовать Апраксин. Их задача состояла в том, чтобы изгнать шведов с побережья от Нарвы до Риги и с Карельского перешейка. Одновременно в Польшу Петр отправил войска Меншикова на помощь Августу II.
К осени этого года был восстановлен Северный союз — в июле о том договорились в Потсдаме короли Польши, Дании и Пруссии. В октябре Петр объявил, что Россия присоединяется к ним.
Между тем началась осада Риги — царь запретил брать ее штурмом, чтобы не терять солдат. Зимой у города стоял корпус Репнина, остальные полки Шереметев отвел на зимние квартиры. Обстрелы наносили значительный урон защитникам Риги, которые были в «великом ужасе». Однажды в декабре бомба попала в городской пороховой погреб, нанеся тем самым большой ущерб осажденным.
Зимой фельдмаршал жил в Москве и подмосковных вотчинах. К весне вернулся под Ригу. Здесь свирепствовал голод, хотя Шереметев уверял царя, что припасов хватит до лета. Петр послал в середине апреля к Риге Меншикова, чтобы выправить положение. Светлейший принял меры, в том числе и по усилению блокады города — Двину перегородили бревнами с цепями, чтобы не дать кораблям шведов пройти с моря, поставили новые батареи. Месяц спустя Меншиков уехал из-под Риги.
Вскоре началась эпидемия чумы. Шереметев приказал ввести карантин. Заставы, учрежденные на дорогах, не пропускали людей «из моровых мест». Больных изолировали, из лагеря удалили гражданских лиц. Жгли костры из можжевельника, дымом от которых окуривали курьеров, прибывавших в лагерь, письма. Несмотря на меры, чума косила людей. От нее умерло около десяти тысяч солдат и офицеров. То же происходило и в Риге.

Большие людские потери от обстрелов и чумы, нехватка съестных припасов, плотная блокада принудили гарнизон Риги к капитуляции. Согласно ее условиям, генерал-губернатор и чиновники вышли из Риги со своим имуществом, городской библиотекой и архивом.
«Письмо Ваше о здаче Риги,— сообщал Петр Шереметеву,— я с великою радостию получил (и завтра будем публично отдавать благодарение Богу и триумфо-вать). А за труды Ваши и всех, при Вас будущих, зело благодарствую и взаемно поздравляю. И прошу огласить сие мое поздравление всем».
Вспоминает царь и свое неудачное пребывание в Риге в 1697 году, во время «Великого посольства», когда ему даже не показали крепость: «Правда, Вам веселее на нее глядеть, как нам было за 13 лет, ибо ныне они у Вас, а тогда мы у них были за караулами».
Вслед за Ригой капитулировал гарнизон крепости Динамюнде. А через неделю фельдмаршал получил указ царя — срочно ехать в Польшу, возглавить русские войска, чтобы воспрепятствовать нападению турок и крымцев, которые хотели восстановить на польском троне Станислава Лещинского, изгнанного из Речи Посполитой. Петр отмечал крайнюю важность поручения: «Хотя б я не хотел к Вам писать сего труда, однако ж крайняя нужда тому быть повелевает, чтоб Вы по получении сего указу ехали своею особою в Польшу».
Борис Петрович по пути, проезжая по «моровым местам», потерял некоторых «людей дому своего» (из прислуги) и лучших лошадей. Жаловался Брюсу: «Николи такого страху и нужды не подносил и николи так беспокоен не был, как сего времени».
Правда, не успел фельдмаршал доехать до места нового назначения, как его настиг очередной царский указ — вернуться в Ригу. Там плохи были дела с провиантом для армии, и нужно было добывать его, хотя, по словам Бориса Петровича, «везде места опустелые и мертвые». Опять — хлопоты, затруднения, печали, о чем сетует Апраксину, своему другу: «Повелено то делать, разве б ангелу то чинить, а не мне, человеку».
В конце осени 1710 года пришла тревожная весть — Турция объявила войну России. А в конце декабря Петр распорядился отослать на юг войска из Прибалтики, 'фельдмаршалу же «остатца в Риге на время и трудитца, чтоб собрать провиянту на рижской гарнизон на семь тысяч на год».



Обновлено для 23.11.2008 20:20
 
blank   blank   blank