Военные новости
Полезные сайты
ЖИЗНЬ ДЛЯ БУДУЩЕГО |
Автор: Administrator |
16.04.2009 17:41 |
JPAGE_CURRENT_OF_TOTAL Одновременно большое значение Кожанов придавал отработке действий всех боевых частей корабля. Так, в 1934 году инженер-механик Фиалков, служивший на крейсере «Червона Украина», впервые на флоте предложил метод экстренного прогревания турбин проворачиванием. Вместо четырех часов теперь уже требовалось всего 15 — 20 минут, чтобы подготовить турбины к выходу в море. Доложили Кожанову. Он не только разрешил провести испытание, но и приказал обязательно показать ему все это. После множества тренировок и осторожных выходов в море был назначен день экзамена. Поднявшись на мастик, командующий флотом долго беседовал с механиком и наконец дал «добро». По сигналу тревоги личный состав занял свои места, и винты крейсера сделали первые обороты. — Отдать кормовой! — услышала команда, и почти одновременно: — Отдать носовой! Через несколько минут корабль, развивая скорость, выходил в море. Когда тахометры показали обороты, соответствующие 24 узлам, И. К. Кожанов приказал возвращаться в базу. Этот метод проворачивания турбин вскоре был принят на всех наших флотах и, безусловно, принес пользу во время Великой Отечественной войны. А вот другой пример внимательного отношения Кожанова ко всем полезным начинаниям своих подчиненных. На этом же крейсере старпом И. Д. Елисеев разработал систему подготовки одиночного корабля. Смысл ее заключался в том, что вступающий в строй корабль в определенной последовательности проходил одно учение за другим, обеспечивая тем самым безаварийность я в конечном итоге даже быстроту вступления в строй. Это была кропотливая работа, и отняла она много месяцев. Командующий флотом сразу понял значение полезного предложения и одобрил его. Через несколько лет такая система была принята на всех флотах. Кожанов был хорошим организатором и много труда вложил в укрепление дисциплины на Черноморском флоте. Он не раз высказывал мысль, что организация и дисциплина тесно связаны между собой, не могут решаться отдельно. Придавая огромное значение организации, он в то же время понимал, что организацию нельзя отрабатывать только в каком-то одном звене, совершенствовать ее надо одновременно на всем флоте. Иначе одно слабое звено в цепи всего сложного организма флота не только будет мешать дальнейшему движению вперед, но и потянет все назад. Мне довелось наблюдать, как Кожанов добивался четкой работы от штаба Черноморского флота. Первым условием было твердое знание каждым командиром штаба своих обязанностей, а требовательность обеспечивала высокую организацию управления сложными операциями флота. Не последнюю роль здесь играли точность и пунктуальность самого командующего. Во время командования крейсером мне пришлось сталкиваться с организацией корабельной службы и познакомиться с мнением Кожанова по этому вопросу. — От организации каждого подразделения на корабле зависит его боеспособность, — не раз говорил он. В 1935 году наш корабль был подвергнут всесторонней проверке. Начиная с экстренного прогревания турбин и выхода в море по тревоге командующий проверял всю организацию службы на общекорабельном учении. Нам пришлось отражать атаки самолетов, ликвидировать последствия попадания торпеды в правый борт, пожар в носовом отсеке. И с мостика было видно, как аварийные команды проворно «тушили огонь», а дымовые шашки, изображавшие пожар, по-настоящему мешали дышать не только там, внизу, но и на верхней палубе. Несколько часов длилось это учение и закончилось боевой стрельбой по щиту и самолету. Когда Кожанов приказал собрать личный состав и объявил ему благодарность, казалось, все кончилось благополучно. Он признал возможным всю 5-ю боевую часть (электромеханическую) считать передовой, но мне пришлось выслушать массу замечаний по поводу недостатков, обнаруженных командующим. — В боевых условиях вы подвергнетесь более суровым испытаниям, и поэтому нужно все, достигнутое кораблем, совершенствовать дальше, — сказал он. Подобная проверка была не исключением, а системой, причем проверка в условиях, максимально приближенных к боевым. Великая Отечественная война подтвердила, как важно при современной технике иметь высокую организацию. Мы помним, как от своевременного получения приказа зависела иногда судьба целых соединений. В 30-х годах вопросам дисциплины приходилось уделять особое внимание. Когда на флотах стали проводить сложные учения, нетерпимыми оказались и самые мелкие упущения в дисциплине. Как-то летом 1934 года на долю крейсера «Червона Украина» выпало задание срочно выйти в заграничное плавание: в Москве скоропостижно скончался турецкий посол в СССР Васфы Чинар и гроб с останками было приказано доставить в Стамбул. В неурочный час командующий пригласил меня на квартиру. — Могли бы вы завтра выйти в Стамбул? — спросил Иван Кузьмич, не раскрывая пока задач похода. — Подготовка не потребует много времени, и мне кажется, через десять — двенадцать часов крейсер будет готов к походу, — ответил я. Комфлота рассказал о цели похода. Когда кораблю предстоит показать флаг своей страны в иностранном порту, понятны повышенные требования к дисциплине. Мы подробно обсудили, что надо особенно тщательно проверить, на всех ли можно положиться. Мне понравилось, что командующий не предлагал в порядке перестраховки списать с крейсера тех, в ком есть хоть малейшее сомнение. В поход пошли все. Личный состав показал себя с самой лучшей стороны, Руководствуясь опытом войны и придавая огромное значение новым средствам борьбы на море, Кожанов был горячим сторонником развития морской авиации, подводных лодок и торпедных катеров. По своим взглядам он, безусловно, принадлежал к передовым руководителям флота. Его не особенно привлекали крупные корабли, которые в те годы еще считались вершителями судеб в морском бою. Несколько лет спустя (в 1939 году) Л. М. Галлер, рассказывая о взглядах отдельных командующих на будущий флот, говорил, что И. К. Кожанов в противоположность М. В. Викторову, командовавшему в свое время флотом на Балтике и Тихом океане, высказывался за корабли небольшого водоизмещения. В авиации и подводных лодках Кожанов видел большие возможности для борьбы с самыми сильными эскадрами противника. Не случайно все учения под его руководством проводились при непременном участии самолетов и подводных лодок. На разборах учений он подчеркивал, что, даже не имея мощных эскадр надводных кораблей, можно бить противника в его базах и далеко от наших берегов. Поэтому всякое учение и маневры начинались с самостоятельных действий морской или приданной флоту «сухопутной» авиации и подводных лодок. Примечательно и то, что при подходе противника к нашим берегам, когда вступали в действие крупные надводные корабли, он сознательно делал ставку на авиацию, подводные лодки и торпедные катера. |
Обновлено для 22.04.2009 08:48 |