Военные новости
Полезные сайты
ЖИЗНЬ ДЛЯ БУДУЩЕГО |
Автор: Administrator |
16.04.2009 17:41 |
JPAGE_CURRENT_OF_TOTAL В 1927 году по окончании академии Кожанова назначают военно-морским специалистом при полпредстве СССР в Японии. Это, как говорил он шутя, потому, что у него раскосые глаза и он похож на японца. После возвращения на Родину в 1930 году Иван Кузьмич не стремится занять высокий пост, он добивается назначения помощником командира плавающего корабля. На эсминце «Урицкий» (Балтийский флот) потом долго вспоминали старпома, ставшего затем командиром корабля. В свободное время за самоваром (да, именно за самоваром, что нередко бывало на эсминцах) собирал он командный состав побеседовать на разные флотские темы. От небольших практических вопросов корабельной службы часто переходили и к важным теоретическим вопросам строительства и использования флота. На Большом Кронштадтском рейде стояли уже крупные корабли, а бригада эсминцев заняла всю Петровскую гавань. На заводах заканчивалось восстановление кораблей и строились подводные лодки. Было о чем подумать и поговорить. В ноябре 1930 года И. К. Кожанов назначается начальником штаба Морских сил Балтийского моря и под руководством опытного моряка М. В. Викторова вникает в жизнь и деятельность флота, обучая командиров соединений и учась сам. Ни одного крупного похода не проходило без уча-стия начальника штаба флота. Когда летом 1931 года на Черное море прибыл новый командующий флотом И. К. Кожанов, я плавал старпомом на крейсере «Красный Кавказ», а затем командиром крейсера «Червона Украина». Тогда мне и довелось познакомиться с ним. В начале 30-х годов Морские силы Черноморского флота также заканчивали восстановление и модернизацию кораблей, оставшихся от царского флота. Кроме того, и пополнились переведенными с Балтики линкором «Парижская коммуна» и крейсером «Профинтерн». Судостроительная промышленность постепенно переходила к строительству боевых кораблей и подводных лодок. Быстрый рост флота выдвигал новые задачи боевой подготовки. От простых ее видов флот переходил к сложным формам морского боя с одновременным использованием различных классов кораблей, авиации и береговой обороны. Высокая оперативно-тактическая подготовка личного состава становилась обязательным условном, от которого зависело дальнейшее развитие флота. На это и обратил особое внимание командующий флотом. Здесь прежде всего и сказались его организаторские способности и исключительная энергия. Кстати, в те годы командующий флотом являлся и командующим эскадрой кораблей — основным соединением флота, что требовало конкретного руководства каждым кораблем в отдельности. Иван Кузьмич не раз вспоминал йотом, как ему пригодился опыт командования эсминцем на Балтийском море. Эскадра стала плавать и маневрировать в любую погоду, и тесный строй ночью был обычным для нее явлением. Как-то корабли, построенные в кильватерную колонну, на больших скоростях занимались перестроением, и только темные силуэты вырисовывались во время поворотов эскадры, последовательно или одновременно. И. К. Кожанов, стоя на мостике, приказывал командиру флагманского корабля делать повороты то вправо, то влево, заставляя следующие в кильватер флагману корабли внимательно следить и точно держаться в строю, не ожидая специальных приказов. Это было отступлением от сложившегося порядка в маневрировании и вызвало удивление командира корабля. Тогда командующий объяснил: — В боевых условиях нередко придется делать повороты без всяких сигналов, к этому нужно приучать уже сейчас всех командиров. И он привел пример: в Ютландском бою ночью противники вынуждены были маневрировать так быстро, что времени для подачи сигналов у них не оставалось. Разбирая учения или оперативные игры, Иван Кузьмич четко и с предельной ясностью указывал на все допущенные ошибки и давал разумные советы. Это было более 30 лет назад , но отдельные его указания не потеряли своего значения и до сих пор. Командуя еще сравнительно небольшим флотом и устаревшими кораблями, Кожанов умел видеть будущее флота. Но он считал, что люди — самый главный фактор в достижении победы, и поэтому уделял их боевой подготовке особое внимание. Мое первое (в роли командира корабля) знакомство с ним произошло в конце 1933 года. Поздно вечером меня вызвали на крейсер «Червона Украина». В салоне я увидел командующего флотом. Поздоровавшись, он объявил, что назначает меня командиром этого крейсера, и предложил тут же принимать дела, хотя видно было: корабль готовится к походу. Я недоумевал. Но оказалось, в Батуми села на мель канонерская лодка «Красный Аджаристан» и комфлот спешил выйти туда, чтобы руководить спасательными работами. — Вот на походе и постарайтесь освоиться с кораблем,— закончил он разговор. Крейсер вышел из бухты и лег курсом на Батуми. Одиночное плавание корабля, как правило, не требует опеки комфлота, но, возможно, под влиянием происшедшей аварии Кожанов на этот раз безотлучно находился на мостике, заставляя командира А. Ф. Леера до мельчайших подробностей докладывать о состоянии крейсера. Я же должен был с пристрастием изучать уровень подготовки корабля и его личного состава. Так продолжалось в течение недели, пока мы не вернулись в Севастополь. И не жестокий шторм, в который попал корабль, был причиной такого внимательного наблюдения за новым командиром, а то значение, которое комфлота придавал командирам кораблей и частей, и желание знать, на что они способны и какие задачи им можно поручить в боевой обстановке. |
Обновлено для 22.04.2009 08:48 |