Военные новости
Полезные сайты
ПОКА БЬЁТСЯ СЕРДЦЕ |
Автор: Administrator |
16.04.2009 17:35 |
JPAGE_CURRENT_OF_TOTAL Ответственные в трудные задачи стояли в это время перед Каспийским флотом. Но В. И. Ленин поставил самую важную — вывоз нефти из Баку в Астрахань. Для всех нас директивой стала телеграмма, посланная Лениным Ф. Ф. Раскольникову после окончания боевых действий на Каспии, в которой говорилось, что нам надлежит все имеющиеся в нашем распоряжении силы и средства приспособить для вывоза нефти из Баку. С. М. Киров, руководитель азербайджанской партийной организации, напоминал в своих выступлениях, что основная задача всех коммунистов — обеспечить Советскую Республику нефтью. Только тогда можно будет преодолеть топливный голод в стране, пустить омертвевшие заводы, электростанции, железные дороги, суда, восстановить флот. Чтобы доставить нефть из Баку в Астрахань, следовало углубить Астраханский рейд, где нефть перегружали с каспийских судов на волжские баржи. Лудри пропадал па .заводах, ремонтировавших нефтеналивные суда, выходил на Астраханский рейд, бывал в Астраханском военном порту. Вспоминается партийная конференция Морских сил Каспийского моря, проходившая в августе 1921 года. В ней участвовали С. М. Киров, секретарь Бакинского комитета партии Л. Мирзоян, председатель Совнаркома Азербайджанской республики Нариман Нариманов. Конференцию открыл Лудри. С пламенной речью выступил Сергей Миронович. Овацией встретили его заключительные слова: «Момент диктует нам необходимость приняться немедленно за повседневную кропотливую работу. Да здравствует неизменно революционный флот — верный кадр революционных рабочих и крестьян!» Лудри заверил Центральный Комитет Коммунистической партии Азербайджана, что военные моряки всегда будут в передовых рядах бойцов за власть Советов, и обещал/что флот успешно выполнит наказ партии — обеспечит Республику нефтью. Одновременно с углублением Астраханского рейда приводились в порядок порт и гавани па Каспии, углублялись и оборудовались фарватеры. Летом 1921 года развернулось строительство нового морского порта. Его строили военные моряки, трудящиеся Баку. Душой строительства был Лудри. Порт готов был 5 октября 1922 года. Когда Лудри доложил об этом на XI Бакинской городской партийкой конференции, С. М- Киров предложил присвоить порту имя Ильича. Делегаты послали телеграмму В. И. Ленину, в которой говорилось, что XI общебакинская конференция, заслушав с восторженной радостью сообщение об открытии нового порта, постановила назвать его именем Ильича: «Да здравствует вождь мирового пролетариата и угнетенных масс Востока товарищ Ленин! Да здравствует новый советский порт Ильича!» В начале сентября 1921 года банды контрреволюционных мятежников, получив английское оружие из Ирана, подняли в Ленкоранском уезде мятеж. Им удалось захватить уезд и Русскую Астару. В Баку был организован штаб по ликвидации ленкоранского мятежа. В него вошли Г. К. Орджоникидзе, С. М. Киров, А. И. Тодоровский и другие, от флота — И. М. Лудри. Ознакомившись с обстановкой, Лудри предложил направить к Ленкорапскому побережью канонерскую лодку «Ардаган» и эсминец «Туркме-нец-Ставропольский». Штаб одобрил предложение и поставил перед командирами и комиссарами кораблей боевую задачу. «Ардаган» и «Туркменец-Ставропольский», артиллерийским огнем эффективно поддержали наступление частей 28-й стрелковой дивизии. Мятежники были разгромлены, и 13 сентября остатки их выброшены за пределы Азербайджанской республики. Но на рассвете 21 сентября они пересекли границу и атаковали наши части. Им удалось захватить селения Арчевань, Гелякеран, Шах-Агач и другие. По предложению И. М. Лудри на помощь частям Красной Армии вышли канонерские лодки «Ленин», «Роза Люксембург» и эскадренный миноносец. Около месяца корабли поддерживали своим огнем наши войска, выбивая противника из укрепленных позиций. Контрреволюционные банды были уничтожены. На этом фактически закончились боевые действия флота. Поздней осенью 1921 года в жизни Лудри произошло большое- событие — в числе других работников Красного Флота он был принят В. И. Лениным. Перед этим группа руководящих работников флота обратилась в ЦК РКП (б) с письмом, в котором говорилось об ошибках, допущенных Реввоенсоветом Республики в отношении флота, и ставился вопрос о необходимости неотложных мер по его восстановлению. В Москву вызвали представителей всех флотов и флотилий. От Морских сил Каспийского моря — Лудри, Душенова. Владимир Ильич, встретившись с моряками, внимательно выслушал их и решительно поддержал все предложения. Центральный Комитет партии в ноябре 1921 года обсудил вопрос о состоянии Красного Флота, отменил ошибочные мероприятия Реввоенсовета и наметил широкую программу дальнейшего строительства. Иван Мартынович и его друзья вернулись из Москвы окрыленными. Был создан Реввоенсовет Морских сил Каспийского моря. В него вошли Лудри, чуть позже — Г. И. Силин, тоже старый балтиец, соратник Лудри и Душенова. Реввоенсовет развернул энергичную работу по обновлению флота. На боевых кораблях производился капитальный ремонт, устанавливалось более мощное и совершенное вооружение. По инициативе Лудри ряд кораблей был переименован. Эсминец «Войсковой» стал называться «Маркин», «Туркменец-Ставропольский» — «Альтфагер», «Украина» — «Бакинский рабочий». Лудри договорился с редактором газеты «Бакинский рабочий» П. И. Чагиным о шефстве над эсминцем. Так было положено начало шефству бакинских организаций и предприятий над кораблями флота. |
Обновлено для 22.04.2009 08:47 |