Военные новости
Полезные сайты
ЖИЗНЬ, ОТДАННАЯ ФЛОТУ |
Автор: Administrator |
12.04.2009 14:16 |
JPAGE_CURRENT_OF_TOTAL — Да, до революции я числился как фон Галлер. В дни Октябрьской революции Галлер, один из немногих командиров кораблей, твердо решил никуда не уходить и даже не пытаться, как некоторые, оставить свой корабль. Не так гладко проходил процесс перестройки офицеров старого флота после революции. Если для очень многих была понятна необходимость свержения прогнившей царской власти в дни Февральской революции, то значительно меньше бывших офицеров правильно поняли события, происшедшие в октябре 1917 года. Именно в послеоктябрьский период многие уходили в лагерь врага, а оставшиеся служить Советской власти не все выдержали это испытание. Кое-кто еще долго боролся с самим собой, колебался, пока не вошел в новую колею. А отдельные бывшие офицеры так и не смогли примириться с новым строем, бросали флот и становились иногда кондукторами трамваев или продавцами (особенно в период нэпа). В одной из церквей на Васильевском острове был настоятелем, как говорили, бывший морской офицер. По другому, более прямому пути, пошел в то бурное время Л. М. Галлер. Участвуя в Ледовом походе, он приводит свой корабль — эсминец «Туркменец-Ставропольский» из Гельсингфорса в Кронштадт в полной исправности. Лев Михайлович рассказывал, как трудно было эсминцу со слабеньким корпусом пробираться сквозь толстые льды Финского залива — он все пытался пристроиться в кильватер какому-нибудь более крупному кораблю. — Но все равно, когда пришли в Кронштадт, на эсминце можно было «ребра» считать, — с какой-то душевной болью сказал Лев Михайлович. Нужно было пользоваться авторитетом у личного состава и доказать свою преданность Советской власти, чтобы стать в то время командиром корабля. Но Галлера матросы любили, ему доверяли. В июне— июле 1918 года на эсминце «Туркменец-Ставропольский» Галлер несет дозорную службу в южной части Ладожского озера. В апреле 1919 года он становится командиром линкора «Андрей Первозванный». Тяжелый девятнадцатый год. Юденич при поддержке англичан наступает на Петроград. 13 июни гарнизоны фортов «Красная Горка» и «Серая Лошадь» под влиянием враждебной агитации подняли мятеж. Создалась критическая ситуация. В подавлении мятежа принимал активное участие и «Андрей Первозванный», первым открывший артиллерийский огонь по форту «Красная Горка». Отгремели залпы гражданской войны. Боеспособного флота, по сути дела, не было. Большинство кораблей стояли в кронштадтских гаванях в ожидании ремонта, а для исправных не хватало топлива. Предстояла огромная восстановительная работа. На X съезде партии в 1921 году обсуждается вопрос о флоте, выносятся первые решения о его восстановлении. В феврале 1921 года Л. М. Галлер назначается начальником штаба Морских сил Балтийского моря и целых шесть лет, очень трудных лет, является одним из руководителей и организаторов восстановления флота на Балтике. Это был сложный период роста и развития самого крупного у нас флота. Позднее Лев Михайлович рассказывал, как трудно было работать тогда на кораблях. Рядом со стойкими и заслуженными старыми моряками было много случайных людей, примазавшихся к флоту, мешавших налаживать порядок на кораблях. Однако время брало свое. Укреплялась дисциплина. Судостроительные заводы занялись восстановлением боевых кораблей, и скоро на Большом Кронштадтском рейде уже стояли линкор «Марат», легендарная «Аврора» и другие корабли, положившие начало советскому Балтийскому флоту. При участии Галлера уже в 1923 году совершаются длительные походы, а в 1924 и 1925 годах он снаряжает в учебное плавание вокруг Скандинавии «Аврору» и учебный корабль «Комсомолец» с курсантами на борту. В июле 1924 года, погрузив уголь, засыпав им не только угольные ямы, но и свободные коридоры, чтобы не покупать за валюту, крейсер «Аврора» стоял на Большом Кронштадтском рейде, готовясь к заграничному плаванию. Накануне выхода к нам прибыл Л. М. Галлер, прошел перед строем курсантов и личного состава крейсера, потом начал более тщательный осмотр корабля и проверку готовности механизмов к походу. Старый корабль, принимавший участив в русско-японской войне, а потом прославившийся в Октябрьские дни, несколько лет стоял без движения, казалось заброшенный навсегда. Но вот в 1923 году усилиями личного состава корабля и курсантов он был восстановлен и вступил в строй. Сейчас трудно себе представить, насколько несовершенна была техника на этом корабле. Старые угольные котлы и поршневые машины позволяли давать скорость не более 12—13 узлов. |
Обновлено для 22.04.2009 08:27 |