Баннер

Полезные сайты

ЛУЧШИЙ ИЗ КОМАНДУЮЩИХ ФЛОТАМИ
Автор: Administrator   
12.04.2009 08:27

ВИКТОРОВ

Михаил

Владимирович

(1893-1938)

   Родился в Ярославле в дворянской семье. Член партии с 1932г.Окончил Морской корпус (1913), Минный класс (1915), Штурман­ский класс (1917), Курсы усовершенствования высшего начсостава (1926). В годы первой мировой войны служил в Минной дивизии БФ. Участник гражданской войны. В 1917—1921 гг. служил на Бал­тике: старший штурман, первый помощник командира линкора «Гражданин», старший штурман, первый помощник и врид коман­дира крейсера «Олег», командир эсминца «Всадник», командир лин­кора «Андрей Первозванный», первый помощник и командир лин­кора «Гангут» («Октябрьская революция»). В апреле 1921 г. назна­чен старшим морским начальником Кронштадта, в мае — началь­ником Морских сил Балтийского моря. С июня 1924 г. — начальник Морских сил Черного моря, с декабря 1924 г. по апрель 1926 г. — начальник Гидрографического управления. В 1926—1932 гг. — начальник Морских сил Балтийского моря, с марта 1932 г. — коман­дующий Морскими силами Дальнего Востока, с 1935 г. — Тихо­океанским флотом. С 15 августа 1937 г. - начальник и член Военного совета Военно-Морских Сил РККА. 27 марта 1938 г. снят с должности и зачислен в распоряжение командного управления РККФ; 5 мая уволен со службы в РККФ, необоснованно репрес­сирован. Погиб 1 августа 1938 г, Флагман флота 1 ранга (1935). Реа­билитирован посмертно.

II. Б. Павлович

«ЛУЧШИЙ ИЗ КОМАНДУЮЩИХ ФЛОТАМИ»

   Весна 1921 года. Смолк орудийный гул у Кронштадта. Боевые действия на Балтике прекратились. Но минные за­граждения, поставленные во время первой мировой и граж­данской войн, стояли почти нетронутой преградой поперек Финского залива. Первым из Петрограда в Кронштадт при­шел 4-й дивизион тральщиков, состоявший из катеров са­мых различных типов. За свою разношерстность и техни­ческие особенности некоторых катеров, не имевших заднего хода, но обладавших весьма прочным корпусом, внушавшим ужас соседям при швартовках, дивизион на флоте стали называть «дикой дивизией».

   Средняя гавань Кронштадта была необычно пустынна. Прямо против входных ворот лежала плавбаза «Память Лзова» (затонувшая в 1919 году). У стенки Усть-Рогатки не было ни одного корабля. Только около южной стенки Средней гавани виднелись грузные корпуса линкоров «Ма­рат» и «Парижская коммуна» («Севастополь»), на палубах которых маячили одинокие фигуры вахтенных. Как на­чальник дивизиона, я явился к старшему морскому началь­нику Михаилу Владимировичу Викторову, флаг которого был поднят на «Марате».

На эту должность М. В. Викторов был только что на­значен — в апреле 1921 года. До этого он командовал на­ходившимся в резерве линейным кораблем «Гангут». Мы вняли, что в старом флоте он был лейтенантом, а произве­ден в офицеры в 1913 году. В то время не казалось необыч­ным, что главную базу флота, которой в то время был Крон­штадт, возглавлял двадцативосьмилетний флагман...

   Я доложил Викторову цель прибытия катеров-тральщи­ков, после чего он сказал:

   — Обстановку в Кронштадте вы, полагаю, понимаете сами. Сейчас главное — поднять дух личного состава. Нуж­но оживить мертвую гавань. Не стесняйтесь в движении по ней своих катеров. Поднимайте на «Урале»  сигналы, веди­те переговоры по семафору с линейными кораблями. Ну, словом, действуйте но всем правилам рейдовой службы.

Эти указания старморнача были охотно выполнены ко­мандным составом дивизиона.

Вскоре мы вышли в море для траления мин возле мая­ка Стирсудден, а когда через несколько дней, в начале мая, вернулись в Кронштадт, то узнали, что М. В. Викторов назначен начальником Морских сил Балтийского моря.

  К этому времени Средняя гавань постепенно начала оживать, из Петрограда после ремонта пришли и другие корабли. У стенки Усть-Рогатки появились большие траль­щики, а затем канонерская лодка «Храбрый» («Красное знамя»), угольные миноносцы, плавучая база «Тосно» («Смольный») и несколько подводных лодок.

   Еще не особенно четко, но все же явственно начинало чувствоваться: корабли флота! Возвратить их к полноценной жизни предстояло новому начальнику Морских сил Бал­тийского моря.

   Начинать приходилось с азов: с восстановления органи­зации корабельной службы, подготовки кораблей к одиноч­ным плаваниям и в составе соединений, с проведения на­чальных артиллерийских стрельб. Следовало также обес­печить вступление в строй ряда кораблей, ремонт которых вследствие слабости судоремонтной базы требовал боль­ших усилий.

Но едва ли не самой главной задачей командования и политорганов являлось повышение дисциплины и политико-морального состояния военных моряков, ликвидация по­следствий кронштадтского мятежа, лежавшего темным пят­ном на флоте.

Для выполнения всех этих задач от В. М. Викторова требовались не только оперативно-тактические знания и командирские навыки, но и большая политическая грамот­ность, знание людей.

Первые же месяцы деятельности Михаила Владимирови­ча в должности начальника Морских сил Балтийского мо­ря показали, что его назначение было вполне удачным. Не­смотря на молодость, он уверенно руководил флагманами, которые были, как правило, значительно старше его. Воле­вые качества и командирская хватка (в хорошем смысле этого слова) помогали Викторову справляться даже с наи­более строптивыми. Вскоре все убедились, что дело имеют с начальником, уверенным в своих силах, знающим, требо­вательным.



Обновлено для 22.04.2009 08:32
 
blank   blank   blank