Родился в местечке Супрасль Гродненской губернии в семье рабочего-текстильщика. В 1906 г. вступает в Социал-демократическую партию Литвы. В 1907—1909 гг. — секретарь Белостокского комитета. В 1911 г. перебирается в Лодзь. В 1912 г. его призывают на флот. Он ведет революционную работу среди матросов и солдат в Измаиле, Очакове, Кронштадте. Активно участвует в Февральской революции, избирается председателем комитета школы мотористов в Кронштадте, членом Петроградскою Совета. В Октябрьские дни участвует в штурме Зимнего дворца а подавлении контрреволюционного выступления юнкеров. В 1918 г. вступает добровольцем в партизанский отряд (позже — бригаду) Фабрициуса, принимает участие в боях против германских интер-Ингов. В 1918—1920 гг. — на руководящих военно-политических постах на Западном фронте. В 1921 г. — член Реввоенсовета Западного фронта. С 1922 г. — комиссар Военной академии РККА. В 1925 г. — заместитель начальника Военпо-Воздушных Сил РККА. С 1926 г. — член Реввоенсовета СССР и начальник Управления ВМС РККА. В 1931 г. переведен на должность инспектора Военно-Морских Сил РККА. С 1934 г. — начальник Главного управления судостроительной промышленности Наркомтяжпрома, с 1936 г. — заместитель Наркома оборонной промышленности. Необоснованно репрессирован. Реабилитирован посмертно. Н. И. Ордынский ФЛАГМАН-СТРОИТЕЛЬ Р. А. Муклевич принадлежал к числу видных военно-политических руководителей Красной Армии и Флота. Старый большевик, член партии с 1906 года, матрос-революционер, он прошел большой путь партийной и военной работы, посвятив более десяти лет развитию советского Военно-Морского Флота. Ромуальд Адамович Муклевич начальником Управления Военно-Морских Сил РККА стал в сентябре 1926-го. Это был период коренного изменения структуры управления флотом. Незадолго до назначения Муклевича, в августе, был опубликован приказ РВС Республики о реорганизации центрального аппарата Наркомата по военным и морским делам. Морской штаб Республики был ликвидирован. Морские Силы РККА переименовывались в Военно-Морские Силы РККА. В качестве центрального органа управления было организовано Управление ВМС РККА, в которое входили учебно-строевое, техническое, гидрографическое управления, управление специального снабжения, научно-технический комитет. Несомненно, это раздробляло внутреннюю цельность управления флотом, осложняло решение многих вопросов. Р. А. Муклевич, думается, отлично понимал положительные и отрицательные стороны этой реформы. В дальнейшем он стал вносить коррективы, но в целом реформу поддерживал. Естественно, сотрудники Управления ВМС встретили нового начальника настороженно. Ведь многие считали, что пришел представитель армии «наводить порядок» в ущерб флоту. Надо признаться, что мы, работники центрального аппарата флота, почти ничего не знали о Муклевиче. Слышали, что во время гражданской войны он был членом РВС Западного фронта, позже — комиссаром Военной академии, а перед назначением к нам — заместителем начальника ВВС РККА. Лишь потом стало известно, что он бывший матрос-моторист Балтийского флота, участвовал в Февральской и Октябрьской революциях, а главное — он любит флот и считает его родным и близким. К руководству флотом пришел видный партийный и военный работник, правда проделавший путь к высшим военным должностям вне флота, но знакомый с флотом и от всей души желавший ему процветания. Конечно, в делах управления флотом Муклевич не был достаточно компетентным. Зато с первых же шагов показал себя человеком с большим кругозором. Муклевичу в довольно короткий срок удалось переломить «сепаратистское» настроение работников Управления ВМС, в котором я тогда служил, до минимума сократить бумажную волокиту и наладить тесную, живую совместную деятельность с сотрудниками управлений и отделов центрального аппарата РККА. И бюрократизм стал отступать. Ромуальд Адамович спрашивал нас: «Что такое бюрократизм? — и сам иронически отвечал: — Это когда люди бегают, бумаги ходят, а дело стоит». |