Баннер

Полезные сайты

ФЛАГМАН-СТРОИТЕЛЬ
Автор: Administrator   
11.04.2009 16:18

   Деятельность в новой должности Р. А. Муклевич начал с решения главного вопроса, вокруг которого тогда шел спор, — с определения основных задач Военно-Морских Сил. Свою точку зрения Ромуальд Адамович изложил в первом же приказе по Военно-Морским Силам РККА 4 сентября 1926 года: Воепно-Морские Силы не имеют задач, лежащих вне задач по обороне Советского Союза, поставленных перед Красной Армией в целом.

  Исходя из данной концепции роли флота в защите Оте­чества, он требовал от подчиненных изжить формальную связь с начсоставом армии и начать творческую работу над решением всех аспектов проблемы оперативно-тактического взаимодействия сил флота с войсками Красной Армии, так как, говорил Муклевич, «защита берегов — это общая зада­ча всех вооруженных сил нашей страны».

  Да, в то время речь шла именно только о «защите бере­гов», а не об «отражении возможной агрессии с морских и океанских направлений», как припято сейчас говорить. Это было выражением трезвой оценки возможностей сил флота и миролюбивой политики молодого Советского государства того времени.

   Развитие флота и предназначение его Р. А. Муклевич ви­дел в зависимости от двух главных факторов: от материала пых ресурсов страны и задач, которые возлагались на флот. «Мы не сможем и не должны искать решения задач в бою с противником в открытом море. Мы не можем ставить себе задач за обладание морем... — писал он в 1927 году. — Флот нужен, но какой флот? Каждому ясно, что строить линкоры и вашингтонские крейсера нам незачем. Мы не за­нимаемся мировым разбоем, да и денег для таких крейсеров нужно слишком много».

   Наиболее эффективным методом применения военно-мор­ских сил Муклевич считал совместное использование кораб­лей различных классов, морской авиации и береговой ар­тиллерии на миняо-артиллерийских позициях в тесном взаимодействии с сухопутными войсками, действующими на приморских направлениях.

   Камень преткновения в решении многих проблем он ви­дел в том, что на флоте не знают психологии сухопутных войск, на десантные операции смотрят как на тяжелую обя­занность, а общевойсковые начальники не уделяют долж­ного внимания флоту. Начальник Штаба РККА М. Н. Туха­чевский и его помощник В. К. Триандафиллов, например, считали, что на береговую оборону и тяжелую авиацию сле­дует выделять больше ассигнований, чем на развитие над­водных кораблей. Что касается подводных лодок, то их бое­вому использованию уже тогда придавалось большое значе­ние.

Учитывая, что советский флот тех лет значительно усту­пал в количественном и качественном отношениях флотам западных стран, Муклевич ориентировал командный состав на «малый флот», сильный своей высокой маневренностью и боевым, революционным духом. Главной задачей он счи­тал приобретение личным составом прочных навыков в ис­пользовании оружия, в боевом управлении кораблем или частью и, наконец, во взаимодействии с другими маневрен­ными или позиционными силами в конкретных условиях данного морского театра. Муклевич часто говорил о необхо­димости воспитания в личном составе уверенности в своем оружии, стремления к полному использованию его боевых возможностей.

   Не оставлял без внимания Ромуальд Адамович и поли­тическое обеспечение боевой подготовки морских сил, тре­буя, чтобы именно на это политорганы делали главный упор в своей работе.

   Заботясь о росте оперативно-тактических знаний команд­ного состава флота, он ввел на флотах доклады преподавателей академии и работников научно-технического комитета о достижениях военно-морской мысли. Он требовал непре­менного соединения инспектирования с организаторской ра­ботой на местах.

   Понятно, что Ромуальда Адамовича очень волновало по­ложение дел в Военно-морской академии. Он бережно отно­сился к старым преподавателям, но проблеме обновления кадров за счет молодежи придавал решающее значение. Опытные кадры флота переводились на педагогическую ра­боту, часто в ущерб интересам частей и учреждений, в кото­рых они служили. Так, в академию были посланы И. С. Иса­ков, командир линкора К. II. Самойлов, командир соедине­ния С. П. Ставицкий и другие.

   Выпуск академии в 1927 году — слушателей, имевших лишь опыт гражданской войны, таких, как Кожанов, Душе-нов, Лудри и другие, — Муклевич отметил в приказе как большое событие и праздник в Военно-Морских Силах РККА.

Ромуальд Адамович ратовал за широкое распространение академического образования среди командного состава фло­та. Он полагал, что этим путем можно обеспечить единство мнений в оперативно-тактических и организационных вопро­сах. Наиболее удобной формой повышения образования ему представлялись курсы усовершенствования при академии Он рассчитывал, что знания, приобретенные на курсах, в соединении с опытом дадут все необходимое для высшего командного состава К сожалению, в этом Муклевич оши­бался. Он не учел, что время «школы маршалов» (как зва­ли КУВНАС — Курсы усовершенствования высшего на­чальствующего состава при Военно-морской академии) уже прошло.

Очень широко и также в различных формах проводилась при Муклевиче подготовка кадров в военно-морских учили­щах из краснофлотской молодежи и подготовка специалис­тов из строевых командиров (на специальных курсах усо­вершенствования комсостава — СКУКСе) и из краснофлот­цев (в школах и учебных отрядах). Он возлагал надежды на то, что новые кадры укрепят ряды личного состава фло­та и будут хорошей сменой, воспитанной в советском духе, на лучших революционных традициях.



Обновлено для 12.04.2009 06:35
 
blank   blank   blank