JPAGE_CURRENT_OF_TOTAL Поз года Святополка киевский вместе с Владимиром Мономахом, которые совокупно тогда правили Русской землей, собрались на совет в Долобську. «И сел Святополка с женой своей, - ведет Нестор, - а Владимир со своею в одном шатре». Понятно, что оба князья пришли не только со старшими дружинники-бояре. «И начала розумуваты и говорить жена Святополка, что« не годится теперь, весной, идти в поход, погубим смердив и лошадей их ». В ответ Мономах произнес патриотическую речь, которая поражает своей силой, образность и заботой о простых людей: «Удивляюсь я, жена, что лошадей жалеете, на которых пашут! А почему не помыслы о том, что вот начнет пахать смерд и, приехав, половца застрелить его из лука, а лошадь его заберет, а в село его приехав, заберет жену его и детей его, и все имущество его! Так лошади вам жаль, а самого смерда разве не жалко? »И не смогла ничего ответить жена Святополка. На призыв вдохновителя и предводитель той масштабной военной кампании - Владимира Всеволодовича собралось много южно-русских князей. Лишь Олег отказался, выставив причину: «нездоровый», как иронично заметил Нестор. «И пошли на конях и в ладьях и зашли ниже порогов и стали на бистрини возле Хортицкого острова ... И двинулись полки половецкие, словно лес, конца им не было видно, и Русь пошла им навстречу ». Битва была ожесточенной, хотя и короткой. Погибли 20 половецких ханов, до русского плена попало множество воинов врага. Поход поз года - первый в серии победных кампаний Руси против половецкой степи. Впоследствии было еще четыре крупномасштабных походы - в 1107, 1109, 1111 и 1116 годах, благодаря чему на четверть века наши предки лишились угрозы со стороны кочевников, дамокловим мечом протяжении многих лет висела над ними. Поэтому древний книжник имел все основания сказать о Мономаха: «им половцы пугали детей в колыбели». «Повесть временных лет» ярко и динамично описывает одну из побед русичей во главе с Мономахом над половецькими ханами - 1107: «Того же месяца воевал Боняк и захватил коней возле Переяслава. В том же году пришли Боняк и Шарукань Старый и других князей много. И стали у Лубни ». Русские князья под руководством Владимира повели свои полки навстречу, «пошли на половцев к Лубни и в 6 часов дня перешли вбрид через Сулу и закричала на них . Половцы же напугались , со страху не могли и стяг поставить, но побежали на бегу цепляясь за лошадей, а другие кинулись бежать пешим. Наши же стали рубить, наганяя их, а других руками ловить, и гнали их чуть ли не до ХОРОЛ ». В действительности же картина боя вряд ли имела такой вид. Ведь половцы вторглись в Русскую землю, ограбили ее и побежали лишь после того, как подверглись удару со стороны объединенных жен русских правителей. Такие радужные картины легких Мономахових побед создавались русскими книжниками через (загато десятилетий после его кончины, ибо вклад полководца к общему делу преодоления хищных кочевников был действительно грандиозным. Пройдет более ста лет после смерти Владимира Всеволодича, и уже другой книжник, галицкий, откроет летопись похвалой князю Роману Мстиславичу, в котором оспивае не столько своего князя, сколько Мономаха в гиперболических тонах вспомнив о звитягу Романа в борной с половецкие ¬ мы ханамы, галицкий летописец не забыл сказать, что князь «наслидував деду своему Мономаха, который уничтожил плохих измаилтян, что их зовут половцами, отстранил Отрока к Обезив и за Железные ворота, а Сирчан остался возле полярного питаясь рыбой По смерти Мономаха остался в Сирчана одна музыка на имя Орь; послал его Сирчан к Обезив сказать: «Владимир умер, приди, брат, иди к своей земле; скажите ему мои слова, споет ему песен половецьких если не захочет, дай ему понюхать траву, что называется емшан Ч. Когда тот не захотел ни вернуться, ни слушать, Орь дал ему траву. Он Исаак, заплакал и сказал: «Лучше мне на своей земле костьми лечь, чем в чужой земле славу получить». Он пришел к своей земле ... » Это отрывок половецкой песни, каким чудом дошла до нашего времени в Галицком летописи. Хотя песня - не летопись, все же стоит попытаться отгадать ее загадки. Долгое время историки полагали, что бегство половецкой хана Отрока в Обезив, как древнерусские книжники называли тогда конечно Грузию, - не что иное, как поэтическая выдумка, естественная для литературного отступления, которым является затворив того летописи. Однако, если присмотреться к приведенного отрывке, можно заметить: он имеет какую-то фактическую основу - географические названия, имена Мономаха и братьев-половецких ханов. Стоит принять во внимание и обстоятельство, что после Влади-мировых походов против кочевников Половецкая степь будто опустошил, и это нельзя объяснять самими лишь потерями врага. Создается впечатление, будто какая-то значительная орда эмигрировала с насиженных мест. Такое предположение перешло в уверенность после обращения к грузинской средневековой хроники Картлис-Цховреба. В ней рассказывается, что грузинский царь Давид (1089-1125 годы правления), готовясь к войне с турками-сельджуками, решил привлечь на свою сторону половцев, которые по свидетельству этого источника, жили вблизи Грузии. Далее Картлис-Цховреба извещает, как Давид женился на дочери предводитель кочевников Атраком Шараганидзе и переселил в Грузию сорок тысяч половцев вместе с семьями. Впоследствии половецкие воины были с большим успехом использованы грузинским царем Внимательное спивставленая рассказов «Повести временных лет» и Киевского летописи XII века о походах под предводительством Мономаха на половцев поз - 1116 наводит на мысль, что поэтический затворив Галицкого летописи и свидетельства грузинской хроники полностью согласуются с оповиддю Нестора о великой победе русских ратникив над страшным врагом, произошедшей 1111 года. Во главе того похода, как и всех других к вокняжиння Владимира в Киеве (1113 год), формально стоял Святополка киевский, хотя всегда рядом с ним в летописи назван Мономах. Но в статье 1111 года инициатива похода полностью отдается Владимиру. По словам книжника, он единственный среди древнерусских правителей трезво оценивал ситуацию на Руси и в половецкой степи. Когда же армия приходит на Дон, облегающей половецкие города Шарукань и Сугрив, дерется с огромными силами кочевников, Святополка теряет инициативу, а Владимир этажность руководит войной и его полк наносит врагу основного удара: «И падали половцы перед полком Влодимировым», - свидетельствует летописец. В. М. татищево уверенно приписывает победу одному лишь Мономахом: полк Святополка ВТО ¬ мився и пришел в смятение, тогда Владимир, взяв сыновей, ворвался в гущу половцев и начал их уничтожать. Это зажгли Святополкових ратников, и они помогли полковые Владимира добить врага. Ученый называет колоссальную по тем временам цифру потерь половецких орд - 10 000. Это согласуется с указанным в Картлис-Цховреба численностью половцев, которые переселились в Грузию, - 40 000: ведь большая армия соответственно испытывает и больших потерь в случае разгрома. Киевский летописец завершает повествование о победоносный поход русских войск во главе с Мономахом эмоциональной конечности: «Возвратились русские князья домой со славой великой, разнеслась как среди своих людей, так во всех далеких странах, т.е. по Греции!, Венгрии, Польше и Чехии , даже до Рима дошла она ». Татищево добавляет к этому, что князья «радовались такой победой над противником, которого никогда не было». Нет сомнений: кампания 1111 года была огромным достижением русских сил в борьбе против половецких ханов. Она вероятно и принесла Мономахом громкую славу победителя над опасными для Руси кочевников. И какие доказательства того, что именно после похода 1111 года хан Отрок русского летописи, он же Атраком грузинской хроники, эмигрировал в Грузии? Летописец отмечает, что тот поход был направленный на город Шарукань. А половецкие города назывались по имени хана. Из летописи следует, что Отрок был сыном хана Шаруканя. В Картлис-Цховреба отмечено: половцев в Грузию привел Атраком Шараганидзе. Такой под войны совпадение - имя и отчество - отнюдь не может быть случайным. Итак, Отрок вместе с другими ханами противодействовал Мономаха во время похода 1111 года, но, потерпев поражение, бежал со своей Ордой в Грузию. Значит, появление половцев в Грузии следует датировать 1111 или, если добавить некоторое время на дорогу, - 1112 годом.
|