JPAGE_CURRENT_OF_TOTAL Уже на склоне жизни Владимир Всеволодович написал знаменитое «поучения» детям, которое принесло ему славу самого писателя на Руси XII века. В нем князь кратко, но красноречиво поведал свою военную биографию: «А теперь поведаю вам, дети мои, о труде своем, что нес я, в разъездах и на ловах 4 по 13 лет. Сначала до Ростова 5 ходил, через землю вьятичей; послал меня туда отец, а сам он ходил в Курск. И еще второй раз ходил я к Смоленская ... »В« поучения »князь упоминает лишь о 83 крупных походы на Руси, в причерноморские степи и в Европу. «Первую большую поездку он совершил 13-летним мальчиком, - пишет Б. А. Рыбаков, - проехав из Переяслава до Ростова сквозь землю вьятичей, через глухие Брянские леса, где, по былины, распологался Соловей-разбойник, где не было« дороги прямоезжей », где в лесах еще пылали огни похоронный костер, а язычники убивали киевских миссионеров». Время от времени Владимир получал от отца или киевского князя Изяслава небольшие жребия, в которых учился делам управления. Вот знаменитая в средневековом мире битва на Нежатиний Ниве 3 октября 1078 года круто изменила положение и Всеволода и Владимира. Тогда Изяслав с Всеволодом вышли навстречу нарушителю спокойствия Русской земли Олегу Святославовичу, что княжил в Тмута-ракани, но добивался Чернигова. В бою Олег был разбит и снова вернулся в Тмутаракань. А Изяслав Ярослаизич погиб. На его место в Киеве, согласно древнерусских правилами престолонаследования, «сел» младший брат Всеволод. Он и «посадил» в Чернигове сына Владимира. К черниговской суток жизни Владимира Всеволодича (1078-1094 годы) относится, кажется, единственная реликвия, принадлежащая этому князю и сохранилась до наших дней. Вот она лежит у меня на ладони, тускло сверкающих старым золотом, - массивное, почти двохсотграмове кружале, покрытое изысканными и причудливыми изображениями и надписями. Этот шедевр не имеет аналогий ни в русском, ни в мировом искусстве. Но он особенно дорог нам тем, что есть основания предполагать: это собственность Владимира Мономаха. 1821 году недалеко от Чернигова, на берегу известной из летописей реки Боловос (теперь Белоус) найдено так называемую Черниговскую гривну, хранящегося в Государственном Русском музее в Ленинграде. Это змеевик-обереги, амулет. Его носили на груди люди в средневековье, веря в то, что он защитит от болезни, вражеской стрелы и всякой напасти. Толстый, диаметром свыше семь сантиметров кружале содержит на лицевой стороне изображение архангела Михаила с тяжелыми и длинными крыльями, окруженное надписью церковного характера, сделанным на греческом языке. На оборотной стороне - женский торс, имеющий вместо плечи и руки две змеиные туловища, от чего и происходит название амулеты. Вокруг изображения женщины-змеи помещена надпись древнерусской языке: «Господи, помоги рабу своему Василия. Аминь ». Ученые установили, что змеевик изготовлено около конца XI века. Если исходить с исключительно высокого уровня изготовления амулеты, огромной стоимости его металла (за само золото можно было бы купить тогда средних размеров феодальное город с валами, башнями, церквями, домами горожан, рыночной площадью, а то и с самими горожанами), то придется признать , что драгоценная вещь должна была принадлежать кому-то из древнерусских князей. Но кому? Ключ к разгадке тайны змеевика подает слово «Василе». То было христианское имя Владимира Мономаха. Но как лишился он золотую гривну, которой наверняка очень дорожил? Ответ можно найти, по нашему мнению, в уже упомянутом его «наставления», о котором академик А. С. Орлов писал: «редкой случайностью является сохранение до наших дней личных, интимных произведений одного из основоположников русской государственности Владимира Всеволодича Мономаха .. . Автобиографический материал, содержащаяся здесь, не имеет себе подобных для московского периода!, Со стороны культуры находим здесь многогранное отражение духовного уклада, и со стороны литературного это настоящая сокровищница ». Пристально вглядываясь в своеобразный литературный автопортрет, нарисованный Мономахом в «наставления», видим не только воина, но и охотника, так же мужественно сражался с дикими зверями, как и с хищьными кочевников. Главных своих охотничьих приключений он испытал, когда княжил в Чернигове, окруженном непролазные пущами, мощными дубравы и зараслями, полными разной зверя. На Руси, как и везде в средневековом мире, охота было повсеместным средством добывания пищи и любимым развлечением для всех слоев общества. Но «лови» часто сопровождались опасными поединки с могущественными зверями, особенно с турами, которые весили больше тонны и легко брали на рога лошади с всадниками. их уничтожили несколько столетий назад ... «А вот что в Чернигове я делал, - вспоминает Владимир в« назидания », - коней диких своими руками вязал в пущах ... Два тура поднимали меня на рога вместе с конем. Олень однажды меня колов, а из двух лосей один меня ногами топтал, другой рогами бил. Вепр с бедра меч сорвал, медведь вкусив меня за колено, а февраль зверь 2 вскочил мне на бедра и коня вместе со мной повалив ». Есть основания предполагать, что именно здесь, в черниговском и время одного из бесчисленных герцах с дикими зверями. М мах потерял свою золотую гривну. Возможно, мощный втоптав ее в землю - в нижней части толстолезвенный имеет трещину. И к отечественной истории Володя Всеволодович вошел, понятное дело, не как одна из стран охотников своего времени (хотя их очень уважали на Руси И. образованный и талантливый писатель, мудрый политик, важный государственный деятель. Но больше всего прославился как великий полководец, который отбросил от южные восточных рубежей Русской земли лютых врагов - полова подобных ханов. В. М. татищево сохранил в своей «Истории Российской» портрет Мономаха, заимствованный из какого древнего, не _ моего современной науке источники. «Он был красивый лицом у него были большие, волосы рыжеватые и кудрявые, высокий, борода широкая. Ростом он был не очень высокий но крепкий телом и очень силен ... » Мономахове жизни в Чернигове исполнено беспокойства, продолжал помогать отцу (вернее, воевать него) в борьбе с внешними и внутренними враг Кроме того, Всеволод Ярославич вел на Руси хитрую и пойдет ну политическую игру, выводя из общественной жизни то Княжеские шлемы XII-XIII веков. Святославовича, старшего среди племянников, сына Изяслава - Святополка, то отгонял братьев-изгоев Ростиславичей на западнорусских земли. И все это делалось руками Владимира. Тот покорился отцу, но с той поры зарекся поднимать меч против своих, русских князей. Отвращение к братоубийственной войны оказалась в один из решающих моментов его политической карьеры: в 1093 году, когда в Киеве после тяжелой продолжительной болезни скончался Всеволод. Итак, Владимир мог бы подготовиться к борьбе за киевский престол. Но он сделал иначе. Весть о кончину Всеволода Мономах услышал, находясь в Киеве, но добровольно отрекся великокняжеского престола в пользу двоюродного брата Святополка Изяс-авича, который княжил тогда в Турово. Нестор летопись объясняет решение нежеланием Владимира начинать новые усобицы и уважению династического старшинства кузниц. Ведь согласно традиции престолонаследников на Руси власть унаследовал не сын, а младший брат покойного. Некоторые историки скептически относятся к такому трактовка, мол, оно дано по указанию Мономаха. А причина на самом деле в том, что у Владимира не было сил для удержания в Киеве. Однако есть веские основания поверить толкованию Нестора. Следующее жизни Владимира Всеволодовча свидетельствует: он любой ценой избегал боевых стычек с родственниками, членами большого семейства Ярослава Мудрого.
|