Баннер
После поражения Репнина
Автор: Тимоха   
30.01.2009 20:37

«Головчинская оказия» выбила из седла князя-воина. Но, впрочем, ненадолго. Вскоре последовали победы над шведами, и царь сменил гнев на милость. Уже в битве при Лесной (сентябрь 1708 года) Репнин командовал драгунским полком, «показав дело свое мужественно, старый ранг свой достал». В октябре ему вернули дивизию, по в ее составе были уже другие полки — не те, что при Головчине. В ее расположение Репнин прибыл в декабре из Смоленска, куда ездил по приказанию Петра для сбора драгун.
   Всю зиму князь и его дивизия простояли в Богоду-хове и соседних местах. Потом она двинулась, составляя арьергард армии, за реку Ворсклу. Во время Полтавского сражения Репнин командовал своими пехотными полками. За победу получил орден Андрея Первозванного и земли с деревнями. Уже 15 июля его дивизия, включенная в армию Шереметева, отправилась с Украины к Риге. По пути он отрядил против шведов, уничтожавших в Курляндии продовольствие, восемнадцать драгунских полков Боура, прибывшего в Динабург. В конце октября князь пришел к месту назначения, расставил свои полки в Юнгфергофе, Коборе и Кирхгольме, в окрестностях Риги. В ноябре начались бомбардировки. Но наличие и Риге сильного гарнизона, большого числа орудий и припасов заставили перейти к длительной осаде. Шереме-ісв с основными силами ушел в Курляндию, на зимние квартиры. Под Ригой же остался Репнин с шестью тысячами солдат пехоты и тысячей конницы «для отдыха людей, а паче для зимняго времени». Но военные действия, по существу, не велись — рижский комендант граф Стромберг на вылазки не решался, хотя его гарнизон вдвое превосходил силы Репнина.

   11 марта 1710 года к Риге вновь подошла армия Шереметева. В начале следующего месяца вскрылась Двина, и тесная блокада города возобновилась. Ситуация для осаждающих осложнилась, началась эпидемия чумы. К Риге, по полученным вестям, направлялась военная подмога. В течение десяти дней русские усиленно обстреливали город, и он капитулировал. Первым вступил в него со своими полками Репнин и сразу же сменил шведские караулы на русские посты.
В конце месяца царь направил в Польшу Шереметева. Генерал-губернатором в Риге остался Репнин. Он ведал всем управлением в Лифляндии, военным и гражданским. Занимался организацией сбора контрибуции, подвоза провианта, описанием оружия и борьбой с чумой, сгонкой леса по Двине и сбором стругов в Витебске, многими другими делами. 17 октября царским указом от хлопот по гражданской части его освободил тайный советник барон Левенвольд, назначенный сюда управителем.
   Репнин принял участие и в Прутском походе, 2 февраля 1711 года его дивизия выступила из Риги, шла через Минск. В Сороках соединилась с главными силами армии. Шла дальше в арьергарде. В сражениях на Пруте она не участвовала. После похода Репнин принимал рекрутов в Смоленске, потом прибыл с войсками в Киев. А в январе следующего года с четырнадцатью лучшими в русской армии (исключая гвардию) полками идет, по распоряжению царя, в Померанию. В январе 1713 года после жаркого сражения он занял Фридрихштадт. Позднее, 19 августа, шведы предприняли сильную вылазку на его редуты, но он отбил ее. Участвовал в осаде и штурмах Штеттина, который в конце концов был взят. На зиму Репнин уехал в Смоленскую губернию, оставив вместо себя в Померании генерала Яковлева с шеститысячным отрядом.
6 февраля 1714 года царь, прибывший в Ригу, писал Репнину в Смоленск, «чтоб он отправил ко Пскову от своего корпусу седмь полков и велел оными разположиться от Лук до Пскова и во Пскове и чтоб они поспели на вышереченныя места в половине марта».
В 1714 году дивизию Репнина, как резерв глазной армии, перевели в Ригу. К нему, по повелению царя, фельдмаршал Шереметев прислал шесть драгунских полков Боу-ра, Киевский полк.
   Зиму 1715 года он пробыл в Петербурге, летом действовал снова в Померании — у него было тридцать батальонов, три драгунских полка. Зимой 1716 года стоял в Мекленбурге, «на прокормлении». В том же году снаряжал суда в Ростоке, на балтийском побережье. В октябре привел транспорт с пехотой и кавалерией в Варнемюнде. Следующий год застал его в Польше, где войска Репнина стояли в нескольких воеводствах: Хельминском и Плоцком, Мазовецком и Люблинском.
   В 1718—1719 годах взимал контрибуции, субсидии с Гданьска. Следил за тем, чтобы его жители выполняли обязательства по вооружению судов. Дела у него шли успешно — уже в январе 1719 года отослал в Петербург сто сорок тысяч ефимков. В марте Репнин с войсками выступил обратно в Ригу. В сложных условиях Прибалтики, с ее многочисленными городскими и дворянскими привилегиями, Репнин все эти годы сумел хорошо поставить дела по управлению краем. Действуя по принципу: «правда — сильнейшая подпора удовольства», сумел наладить хорошие отношения между армией и местными жителями. Петр был доволен и расширял его права как генерал-губернатора. Помимо дел военных (охрана Риги, «строение и починка фортеции», «содержание гарнизона, артиллерии, оружейных дворов, амуниции и магазинов, служителей и фортификации, а также городовой пехоты»), Репнин ведал контролем над городскими доходами и расходами, наблюдал за избранием должностных лиц города Риги. С целью содействовать развитию торговли заложил в Риге верфь для строительства торгового флота.
   20 января 1724 года Репнин стал президентом Военной коллегии, заменив Меншикова, смещенного Петром. Во время болезни императора, сопровождавшейся борьбой придворных группировок, он вместе с Голицыным, Долгоруким, одним из Апраксиных выступил в вопросе о престолонаследии сторонником великого князя, при котором царица должна стать регентшей. Но после смерти Петра и споров между вельможами он перешел на сторону партии Меншикова, который, опираясь на гвардию, выступил за провозглашение Екатерины, жены покойного императора, правительницей.

   В мае 1725 года, в день коронования Екатерины I, Репнин стал генерал-фельдмаршалом, сохранив посты главы Военной коллегии и генерал-губернатора Лифлян-дии. Через две недели его наградили орденом св. Александра Невского. Но вскоре из-за происков Меншикова освободили от руководства коллегией, которую снова возглавил Александр Данилович, и послали в Ригу. Здесь он и умер 3 июля 1726 года.

Обновлено для 30.01.2009 20:52
 
blank   blank   blank