Военные новости
Полезные сайты
БЫТЬ ПОЛЕЗНЫМ РОССИИ |
Автор: Тимоха |
26.02.2009 14:51 |
JPAGE_CURRENT_OF_TOTAL Годился в Варшаве в дворянской семье. В 1902 г. окопчил Морской корпус. Участник русско-японской войны. По окопчании Морской академии в 1908 г. — офицер штаба Минной дивизии Балтийского флота, ватем — в Морском генеральном штабе. Во время первой мировой войпы — начальпик военно-морского упраплепия штаба в-й армии Северного фронта, начальник оперативного отдела по Балтийскому флоту Морского штаба Ставки Верховного Главнокомандующего. В 1917 г. Временным правительством произведен в коптр-адмиралы и назначен помощником начальника Морского генерального штаба. После Великой Октябрьской социалистической революции перешел на сторону Советской власти. В декабре 1917 г. — феврале 1918 г. в качестве эксперта участвовал в мирных переговорах в Бресте. С апреля 1918 г. — член коллегии Наркомата по морским делам, с октября — член РВС и начальник Морских Сил Республики. Сыграл большую роль в организации Красного Флота п боевого применения его сил в гражданской войне. В первоначальной организации, развитии и в боевых действиях советского Военно-Морского Флота огромное значение имела творческая деятельность первого командующего Морскими Силами Республики Василия Михайловича Альтфатера.Пишущему эти строки не пришлось служить в непосредственном подчинении В. М. Альтфатера. Поэтому жизнеописание флотоводца составлено отчасти по воспоминаниям членов его семьи и некоторых сослуживцев и в значительной степени — по архивным материалам. Последние позволили показать ту обстановку, в которой развивались способности этого талантливого человека и в которой проходила его чрезвычайно плодотворная работа в период после Октябрьской революции. Василий Михайлович Альтфатер родился в Варшаве в семье военного. В 1899 году он поступил в младший специальный класс Морского корпуса. За отличные успехи в науках Василий Михайлович в 1890 году был произведен в младшие, а в 1901-м — в старшие унтер-офицеры. В корпусе он постоянно помогал в занятиях отстающим и пользовался уважением со стороны товарищей, которые при окончании Морского корпуса приподнесли ему именной юбилейный знак. Весной 1902 года Василий Михайлович произведен в мичманы и назначен на эскадренный броненосец «Император Александр II», входивший в состав Учебно-артилло-рийского отряда Балтийского флота. Назначение это носило временный характер, и в том же году он был переведен на эскадренный миноносец «Выносливый», на котором пришел в Средиземное море. Здесь распоряжением начальника эскадры Василий Михайлович направлен на эскадренный миноносец «Внимательный». Исполняя обязанности штурмана, совершил переход на Тихий океан. 1903 году прибыл в Порт-Артур. Приобретенная, штурманская практика послужила основанием для назначения его младшим штурманом на крейсер «Аскольд». На этом корабле В. М. Альтфатер участвовал в боевых действиях против Японии, в том числе в бою 28 июля (10 августа) 1904 года в Желтом море. После боя «Аскольд» ушел в Шанхай, где был интернирован. В 1905 году лейтенапт Альтфатер вернулся на Балтийский флот. Плавал старшим штурманом на учебном судне «Рига», а в 1906 году поступил на гидрографическое отделение Морской академии, которое блестяще закончил в 1908 году с занесением его фамилии на мраморную Почетную доску. В академии математические науки всегда занимали важное место. Василий Михайлович любил и - хорошо знал математику, и па этой почве оп сблизился с ученым-математиком и кораблестроителем профессором А. Н. Крыловым, будущим академиком. По воспоминаниям жены Альтфатера, Александры Константиновны, ее муж и А. И. Крылов часто обменивались по почте математическими задачами, а бывая одновременно в Петербурге, звонили друг другу по телефону и решали задачи, задаваемые друг другу в виде ребусов. По окончании академии В. М. Альтфатер плавал старшим штурманом, а затем старшим офицером канонерской лодки «Бобр», входившей в состав Минной дивизии Балтийского флота. В 1909 году, уже будучи штурманским офицером 1-го разряда, Василий Михайлович получил назначение на должность флагманского штурмана Минной дивизии, а через год — флагманского штурмана штаба начальника действующего флота Балтийского моря. С этого момента служебная деятельность Альтфатера была тесно и надолго связана со штабом Балтийского флота. В те времена штурманская служба была в постоянном контакте с оперативными отделами, а флагманские штурманы соединений флота даже непосредственно ведали оперативными частями своих штабов. Взаимосвязь штурманской и оперативной работ в штабе начальника действующего флота поддерживалась в сфере разработки планов боевой подготовки кораблей, соединений и флота в целом, операций, оборудования морского театра, а также составления специальных карт. После русско-японской войны (1904—1905) было обращено особое внимание на практическое изучение командирами кораблей финляндских шхер. Началось это в 1907 году по инициативе начальника 1-го отряда минных судов (впоследствии Минная дивизия) контр-адмирала Н. О. Эссена. Задача была научиться плавать по шхерным фарватерам без помощи лоцманов. Новые требования к командирам миноносцев влекли за собой необходимость досконального изучения шхерного района Балтийского морского театра, повседневную тренировку в плавании в шхерах. Возрастала в этих условиях и роль В. М. Альтфатера. С течением времени командиры миноносцев вступали в командование крупными боевыми кораблями, и в годы первой мировой войны они свободно водили эти корабли по глубоководным шхерным фарватерам. При непосредственном участии В. М. Альтфатера как флагманского штурмана флота было положено начало оборудованию так называемого стратегического фарватера в шхерах вдоль всего северного побережья Финского залива, доступного для линейных кораблей. Этот фарватер приобрел важное апачение в ходе первой мировой войны в связи с появлением подводных лодок противника в Финском заливе. Безнаказанно проникать в шхеры они не могли. Развертывание русских кораблей в заливе благодаря существованию стратегического фарватера во всех случаях было обеспечено. В 1912 году капитан 2 ранга Альтфатер переведен в Морской генеральный штаб, в оперативную часть, ведавшую Балтийским театром военных действий. К этому времени Государственной думой была утверждена судостроительная программа, которой предусматривалась постройка четырех линейных крейсеров типа «Бородино», четырех легких крейсеров типа «Светлана», тридцати шести эскадренных миноносцев типа «Новик» и двенадцати подводных лодок типа «Барс». Почти все корабли были заложены и спущены на воду, но из-за начавшейся войны вошла в строй только часть миноносцев и подводных лодок. В связи с развернувшимся строительством флота В. М. Альтфатер в апреле 1914 года представил начальнику Морского генерального штаба научно обоснованную записку «Политическое обозрение Германии, соотношение вооруженных морских сил с Россией и секретное описание материальной части флота» '. Сущность записки заключалась в стремлении автора доказать, что в определенные сроки Россия могла бы создать флот, не уступающий по силе германскому, и тем самым приобрела бы возможность вести борьбу с ним на всей акватории Балтийского моря. «Германия, — писал автор, — наш главный и опасный против пик, смотрящий благожелательно и миролюбиво на пас, пока мы уступаем перед ее постоянно растущими требованиями». В записке констатировалось эквивалентное стратегическое положение России и Германии на суше, но бесспорный контроль Германии над всем Балтийским морем при существовавшем тогда соотношении сил флотов. Если высказанные в ней соображения и не были реализованы в части постройки кораблей, то рассуждения о характере будущих боевых действий на Балтийском море, об использовании линейного флота, подводных лодок, об инженерной подготовке морского театра и о последовательном расширении операционной зоны флота нашли подтверждение в ходе войны 1914—1918 годов. В. М. Альтфатер был участником разработки в 1912 году «Плана операций» Балтийского флота и нового плана, принятого в 1914 году. При его участии проходило рассмотрение и утверждение этих планов в высших инстанциях. Это, несомненно, способствовало его росту как теоретика и организатора боевых действий на море. Опыт русско-японской войны и послевоенной боевой подготовки флотов убедительно показывал, сколь важно иметь под единым командованием как флот, так и приморские крепости. Последние в те времена находились в руках сухопутного командования, не заинтересованного в их развитии. В результате такого положения Свеаборгская крепость, Либава, Усть-Двипск и даже Кронштадт имели устаревшее вооружение. Между тем приморские крепости исторически всегда имели задачей не только оборону определенных районов побережья, но и прея?де всего защиту базирования флота. 15 январе 1913 года крепость Петра Великого (Ревель — Порккалауддский укрепленный район) была передана морскому ведомству. Разработка положения об этой крепости была творчеством В. М. Альтфатера, и он ряд лет оставался членом ее крепостного совета. Мировая война 1914— 1918 годов полностью подтвердила правильность основных принципов строительства укрепленного района. |
Обновлено для 27.02.2009 15:08 |