Баннер

Полезные сайты

ПОКА БЬЁТСЯ СЕРДЦЕ
Автор: Administrator   
16.04.2009 17:35

   Ответственные в трудные задачи стояли в это время перед Каспийским флотом. Но В. И. Ленин поставил самую важную — вывоз нефти из Баку в Астрахань.

Для всех нас директивой стала телеграмма, посланная Лениным Ф. Ф. Раскольникову после окончания боевых действий на Каспии, в которой говорилось, что нам надле­жит все имеющиеся в нашем распоряжении силы и сред­ства приспособить для вывоза нефти из Баку.

   С. М. Киров, руководитель азербайджанской партийной организации, напоминал в своих выступлениях, что основ­ная задача всех коммунистов — обеспечить Советскую Рес­публику нефтью. Только тогда можно будет преодолеть топ­ливный голод в стране, пустить омертвевшие заводы, элек­тростанции, железные дороги, суда, восстановить флот.

Чтобы доставить нефть из Баку в Астрахань, следовало углубить Астраханский рейд, где нефть перегружали с каспийских судов на волжские баржи. Лудри пропадал па .за­водах, ремонтировавших нефтеналивные суда, выходил на Астраханский рейд, бывал в Астраханском военном порту.

   Вспоминается партийная конференция Морских сил Кас­пийского моря, проходившая в августе 1921 года. В ней участвовали С. М. Киров, секретарь Бакинского комитета партии Л. Мирзоян, председатель Совнаркома Азербайджан­ской республики Нариман Нариманов. Конференцию от­крыл Лудри. С пламенной речью выступил Сергей Миронович. Овацией встретили его заключительные слова: «Мо­мент диктует нам необходимость приняться немедленно за повседневную кропотливую работу. Да здравствует неиз­менно революционный флот — верный кадр революционных рабочих и крестьян!» Лудри заверил Центральный Коми­тет Коммунистической партии Азербайджана, что военные моряки всегда будут в передовых рядах бойцов за власть Советов, и обещал/что флот успешно выполнит наказ пар­тии — обеспечит Республику нефтью.

   Одновременно с углублением Астраханского рейда при­водились в порядок порт и гавани па Каспии, углублялись и оборудовались фарватеры. Летом 1921 года развернулось строительство нового морского порта. Его строили военные моряки, трудящиеся Баку. Душой строительства был Лудри.

   Порт готов был 5 октября 1922 года. Когда Лудри доло­жил об этом на XI Бакинской городской партийкой конфе­ренции, С. М- Киров предложил присвоить порту имя Ильи­ча. Делегаты послали телеграмму В. И. Ленину, в которой говорилось, что XI общебакинская конференция, заслушав с восторженной радостью сообщение об открытии нового порта, постановила назвать его именем Ильича: «Да здрав­ствует вождь мирового пролетариата и угнетенных масс Востока товарищ Ленин! Да здравствует новый советский порт Ильича!»

В начале сентября 1921 года банды контрреволюцион­ных мятежников, получив английское оружие из Ирана, подняли в Ленкоранском уезде мятеж. Им удалось захва­тить уезд и Русскую Астару. В Баку был организован штаб по ликвидации ленкоранского мятежа. В него вошли Г. К. Орджоникидзе, С. М. Киров, А. И. Тодоровский и другие, от флота — И. М. Лудри. Ознакомившись с обста­новкой, Лудри предложил направить к Ленкорапскому по­бережью канонерскую лодку «Ардаган» и эсминец «Туркме-нец-Ставропольский». Штаб одобрил предложение и по­ставил перед командирами и комиссарами кораблей боевую задачу.

    «Ардаган» и «Туркменец-Ставропольский», артиллерий­ским огнем эффективно поддержали наступление частей 28-й стрелковой дивизии. Мятежники были разгромлены, и 13 сентября остатки их выброшены за пределы Азербайд­жанской республики. Но на рассвете 21 сентября они пе­ресекли границу и атаковали наши части. Им удалось за­хватить селения Арчевань, Гелякеран, Шах-Агач и другие. По предложению И. М. Лудри на помощь частям Красной Армии вышли канонерские лодки «Ленин», «Роза Люксем­бург» и эскадренный миноносец. Около месяца корабли поддерживали своим огнем наши войска, выбивая против­ника из укрепленных позиций. Контрреволюционные бан­ды были уничтожены. На этом фактически закончились бое­вые действия флота.

   Поздней осенью 1921 года в жизни Лудри произошло большое- событие — в числе других работников Красного Флота он был принят В. И. Лениным. Перед этим группа руководящих работников флота обратилась в ЦК РКП (б) с письмом, в котором говорилось об ошибках, допущенных Реввоенсоветом Республики в отношении флота, и ставил­ся вопрос о необходимости неотложных мер по его восста­новлению. В Москву вызвали представителей всех флотов и флотилий. От Морских сил Каспийского моря — Лудри, Душенова. Владимир Ильич, встретившись с моряками, внимательно выслушал их и решительно поддержал все предложения. Центральный Комитет партии в ноябре 1921 года обсудил вопрос о состоянии Красного Флота, отменил ошибочные мероприятия Реввоенсовета и наметил широкую программу дальнейшего строительства.

   Иван Мартынович и его друзья вернулись из Москвы окрыленными. Был создан Реввоенсовет Морских сил Кас­пийского моря. В него вошли Лудри, чуть позже — Г. И. Силин, тоже старый балтиец, соратник Лудри и Душенова. Реввоенсовет развернул энергичную работу по обновлению флота. На боевых кораблях производился капитальный ре­монт, устанавливалось более мощное и совершенное воору­жение.

По инициативе Лудри ряд кораблей был переименован. Эсминец «Войсковой» стал называться «Маркин», «Туркме­нец-Ставропольский» — «Альтфагер», «Украина» — «Ба­кинский рабочий». Лудри договорился с редактором газеты «Бакинский рабочий» П. И. Чагиным о шефстве над эс­минцем. Так было положено начало шефству бакинских организаций и предприятий над кораблями флота.



Обновлено для 22.04.2009 08:47
 
blank   blank   blank