Военные новости
Полезные сайты
КОМАНДУЮЩИЙ, О КОТОРОМ МЕЧТАЛИ |
Автор: Administrator |
16.04.2009 17:25 |
JPAGE_CURRENT_OF_TOTAL — Легко им там мораль читать — вот пусть тут на месте попробуют... Несколько раз начальник политотдела флотилии П. П. Байрачный и я говорили с Закупневым, но это ни к чему не приводило: все оставалось по-старому. Словом, человек оказался не на своем месте. Нужен был другой командующий, энергичный, волевой, умный, знающий военно-морское дело. 0 назначении нового командующего Северной военной флотилией я узнал от начальника ПУРа Я. Б. Гамарника. — Вы получаете такого командующего, — сказал Ян Борисович, — о котором могли только мечтать. Это Константин Иванович Душенов — начальник штаба Черноморского флота. Я его хорошо знаю. Только помогайте ему. Так и передайте всем. Много рассказывал о Душенове, о его службе на Балтийском флоте С. С. Рыков, который после окончания военно-морского училища проходил практику на эсминце «Ленин», где Константин Иванович, в то время слушатель спецкурса Военно-морской академии, был стажером и исполнял обязанности старпома. Он тепло встретил курсантов, рассказал им о морской службе, шутил, смеялся. Одновременно старался узнать их получше, знакомил с учебной программой, давал советы. — Вначале мы не знали, как себя с ним держать, — вспоминал Рыков. — Но его простота в обращении постепенно нас так расположила, что показалось, будто мы уже давно знакомы и с ним, и с кораблем. Душенов с утра до поздней ночи был на ногах. Не проходило ни одной приборки без его контроля. Часто он сам показывал, как надо драить палубу или медь. Во время занятий по специальности его можно было видеть у станка заряжения с болванкой в руках, у приборов, на торпедном аппарате. Много уделял времени подготовке практикантов: проверял у них знание морского дела, уставов, давал сложные командирские поручения, и всегда неожиданно. Не терпел неопрятных, неряшливых краснофлотцев. Вечером, в часы досуга, в кают-компании курсанты любили послушать Константина Ивановича. Говорил он просто, в споре горячился, доказывал, но, если убеждался в своей неправоте, тут же признавался в этом. Чувствовалось, что старпома любят, уважают, прислушиваются к его мнению даже люди, умудренные большим опытом. В начале мая 1935 года я вернулся из отпуска. — Теперь у нас все по-другому, по-новому, — услышал я от товарищей. Душенов начал с организации порядка и повседневной учебы. Изжил «посиделки» командного состава в рабочее время в кают-компаниях «Комсомольца» и кораблей. Всех флаг-специалистов и других работников штаба разослал по кораблям и частям и, что очень важно, сам с первых же дней стал выходить в море. С командным и личным составом знакомился, как правило, в походах. У пирсов смотрел лишь те корабли, которые нельзя было выпустить в море, но тут же ставил жесткие сроки выхода из ремонта. И контроль за исполнением. Отдыха не давал ни себе, ни другим. Начались частые ночные тревоги — до него это было редким явлением. Некоторая горячность и вспыльчивость, применявшиеся порой довольно крутые меры в целях срочного наведения порядка на флоте, в первое время создали у многих не совсем верное представление о Душенове как о командующем, коммунисте и человеке. Начались разговоры, что он сухой формалист, черствый начальник. В те дни мы не слышали его смеха, не видели улыбки на лице, хотя, как потом оказалось, он заразительно смеялся, любил шутку, веселье. Вскоре после приезда на флот К. И. Душенов потребовал в самом срочном порядке вывести корабли из Мурманска и перебазировать в Полярный, который по решению правительства намечалось использовать в качестве временной главной базы флотилии. Переход предполагался, когда база будет отстроена, полностью подготовлена для приема кораблей, размещения штабных учреждений, расселения начсостава и их семей, создана береговая база для подлодок, школа и т. д. Немедленное перебазирование в Полярный было рискованно, но зато давало и громадные преимущества: на новом месте флот мог вести непрерывную боевую подготовку, а строительством базы можно было руководить не из кабинета или с «Комсомольца», а непосредственно на месте, повседневно и ежечасно, привлекая к строительным работам личный состав флотилии. Далеко не все были за немедленное перебазирование. Против этого возражали и часть начсостава, и в управлении Морских сил. Но Константин Иванович сумел всех убедить в правильности такого решения. Дальнейшее показало, что он не ошибся. База в Полярном росла, как говорят, не по дням, а по часам. Душенов проверял каждое сооружение. Будь то причал, жилой дом, столовая, детсад или казарма— он всюду требовал высокого качества работ, нещадно наказывал бракоделов. А при случае брал в руки топор, рубанок и показывал, как должна быть исправлена или пригнана та или иная деталь. Командующий хотел видеть базу флотилии не только добротно построенной, но и красивой. С проектировщиками и строителями часто спорил, доказывал, требовал: — Вы посмотрите — кругом только дикие серые скалы и низкие свинцовые облака. Ничто не радует глаз. Значит, надо, чтобы все строения, особенно жилые дома, детские учреждения, ДКАФ, были нарядными, привлекательными, а семьи начсостава не тяготились жизнью в Полярном, на оборот, стали бы патриотами этого молодого заполярного города. За очень короткий срок Константин Иванович добился этого. В октябре 1935 года подводные лодки, штаб, политотдел и другие учреждения флотилии были переведены в Полярный (надводные корабли там находились с 1934 года). Занимаясь строительством, К. И. Душенов не забывал, что главное — боевая подготовка. Он тщательно и придирчиво рассматривал все учебные программы и планы, начиная от одиночной подготовки до учений сил флотилии. При этом неизменно проверял все карты, предварительные прокладки, готовность кораблей к походу. О каждом выходе в море, если он сам не находился па корабле, ему докладывали в деталях. Часто проводил штурманские ученая и знал всех штурманов, многих радистов, сигнальщиков, рулевых, а о боцманах и говорить нечего. Вскоре после прибыть. Душеyова на флотилию (в мае или июне 1935 года) произошла серьезная авария на эсминце «Рыков» («Валериан Куйбышев»): в походе отказали котлы, корабль потерял управление, почти чудом избежал столкновения, и его на буксире привели в Мурманск. Душенов сам пошел на корабль выяснять причину аварии. Двое суток он не сходил с корабля. Облазил весь эсминец — от киля до клотика, переговорил со многими людьми, провел собрание личного состава. |
Обновлено для 22.04.2009 08:44 |