Военные новости
Полезные сайты
ЛУЧШИЙ ИЗ КОМАНДУЮЩИХ ФЛОТАМИ |
Автор: Administrator |
12.04.2009 08:27 |
JPAGE_CURRENT_OF_TOTAL Артиллерийские и торпедные стрельбы проводились в соотвётствии с Правилами артиллерийской и минной служб, оставшимися но наследству от старого флота. Одиночную подготовку на якоре корабли проводили на Большом и Малом Кронштадтских рейдах. Практические выходы в море не только одиночных кораблей, но и небольших групп стали обычным явлением. Во второй половине лета корабли все чаще выходили в Лужскую губу, которая постепенно начала осваиваться как маневренная база. Тральщики сначала продолжали работу по очищению от мин всей сети фарватеров, а затем приступили к ликвидации минных заграждений в восточной части Финского налива. Осенью 1923 года флот снова вышел на маневры, целью которых в этот раз была проверка его готовности к активным операциям по поддержке приморского фланга войск Красной Армии с высадкой морского десанта. К весне 1924 года, т. е. почти через три года после исторического постановления X съезда партии о восстановлении Красного Флота, Морские силы Балтийского моря в своем боевом составе уже имели: линейный корабль «Марат», крейсер «Аврора», учебный корабль «Комсомолец», восемь эскадренных миноносцев типа «Новик», два угольных миноносца типа «Железняков», девять подводных лодок типа «Барс», две канонерские лодки, четыре минных заградителя, четыре миноносца-тральщика, восемь тральщиков, два сторожевых корабля, посыльное судно «Кречет» и около двадцати вспомогательных судов. Кроме того, шла работа по введению в строй линейного корабля «Парижская коммуна» и уже начинали планировать восстановление линейного корабля «Гангут» («Октябрьская революция»). Состав флота к 1924 году (фактический, а не списочный), его организация, состояние дисциплины на кораблях и в частях, достигнутый уровень боевой подготовки свидетельствовали о том, что трехлетнее пребывание М. В. Викторова в должности наморси Балтийского моря было плодотворным. Весной 1924 года М. В. Викторов переведен на должность начальника Морских сил Черного моря. Снова встретились с Михаилом Владимировичем балтийцы через два года, когда он вернулся на прежнюю должность. В строю к этому времени уже были три линейных корабля, и они составили довольно мощную основу боевого ядра флота. Командование М. В. Викторова флотом в 1926—1932 годах охватило как бы два этапа истории его развития: первый (1926—1928) — завершение восстановительного периода, второй (1929—1932) — начало этапа строительства нового флота, в наибольшей мере отвечавшего во всех отношениях требованиям того времени. В 1926—1928 годах обычным явлением стали длительные походы в составе соединений и всего флота в целом, артиллерийские стрельбы на больших дистанциях, совместные эволюции линейных кораблей и эскадренных миноносцев с использованием только радиосвязи. Эскадренные миноносцы четко выполняли маневр прорезания строя линейных кораблей, шедших в кильватерной колонне со скоростью до 16 узлов, который считался редкостным упражнением в старом флоте. Значительно усложнились тактические учения и маневры. Так, тема маневров, состоявшихся осенью 1929 года, была «Прорыв блокады противника и встречный бой с ним в устье Финского залива») район их проведения охватывал весь Финский залив, среднюю и южную часть Балтийского моря (до острова Рюген). Можно без преувеличения сказать, что огневая и тактическая подготовка флота к 1929 году была по своему уровню значительно выше, чем подготовка старого Балтийского флота в его лучшие годы — перед началом первой мировой войны. Это являлось значительным достижением всего личного состава, свидетельствовало о большой работе и приобретенном опыте командно-политического состава, флагманов основных соединений: дивизии линейных кораблей — С. П. Ставицкого, бригады эскадренных миноносцев — Г. Г. Виноградского и, конечно, говорило об умелом и энергичном руководстве командующего — М. В. Викторова. С началом работы по восстановлению Красного Флота стала ощущаться острая необходимость в формировании оперативно-тактических взглядов, отвечавших новым задачам и новым условиям. Однако кадры, способные создать такую теорию, еще не были подготовлены. Поэтому авторитетами в области военно-морского искусства продолжали оставаться специалисты старшего поколения, практически ограничившие свой научный рост опытом, полученным до 1917 года, и не сумевшие оценить значения ростков нового, выявившихся в последнем периоде первой мировой и в гражданской войнах. Задачи Рабоче-Крестьян-ского Красного Флота, из года в год наращивавшего свой боевой потенциал, не всеми специалистами старшего поколения представлялись достаточно ясно. Разработанные в 1919 году наставления по боевой деятельности флота представляли собой документы, повторявшие аналогичные докумепты старого флота или в лучшем случае отражавшие опыт начального этапа закончившейся мировой войны. В 1922 году в связи о развертыванием боевой подготовки на Балтике стала ощущаться потребность в документе, регламентирующем современные способы ведения основных видов боевых действий на море с учетом задач и возможностей флота. В 1924 году Морской штаб Республики разработал первый проект Боевого устава. Однако он был построен опять-таки на материалах, оставшихся от старого флота. Этот проект в течение 1925—1928 годов перерабатывался четыре раза, и каждый раз неудачно. Тем временем сначала в Морских силах Балтийского, а затем и Черного моря, на Основе опыта боевой подготовки постепенно формировались новые способы действий в рамках задач, стоявших перед ними. Таким образом, Морские силы Балтийского моря, располагавшие к тому времени наиболее полноценным составом сил, представляли собою своеобразную лабораторию, в которой практически формировались современные для того периода оперативно-тактические взгляды. Это, конечно, не исключало большой работы по формированию теоретических взглядов в Управлении Военно-Морских Сил РККА — организации, созданной в 1926 году вместо Морского штаба Республики, и в Военно-морской академии. |
Обновлено для 22.04.2009 08:32 |