Военные новости
Полезные сайты
ФЛАГМАН-СТРОИТЕЛЬ |
Автор: Administrator |
11.04.2009 16:18 |
JPAGE_CURRENT_OF_TOTAL Деятельность в новой должности Р. А. Муклевич начал с решения главного вопроса, вокруг которого тогда шел спор, — с определения основных задач Военно-Морских Сил. Свою точку зрения Ромуальд Адамович изложил в первом же приказе по Военно-Морским Силам РККА 4 сентября 1926 года: Воепно-Морские Силы не имеют задач, лежащих вне задач по обороне Советского Союза, поставленных перед Красной Армией в целом. Исходя из данной концепции роли флота в защите Отечества, он требовал от подчиненных изжить формальную связь с начсоставом армии и начать творческую работу над решением всех аспектов проблемы оперативно-тактического взаимодействия сил флота с войсками Красной Армии, так как, говорил Муклевич, «защита берегов — это общая задача всех вооруженных сил нашей страны». Да, в то время речь шла именно только о «защите берегов», а не об «отражении возможной агрессии с морских и океанских направлений», как припято сейчас говорить. Это было выражением трезвой оценки возможностей сил флота и миролюбивой политики молодого Советского государства того времени. Развитие флота и предназначение его Р. А. Муклевич видел в зависимости от двух главных факторов: от материала пых ресурсов страны и задач, которые возлагались на флот. «Мы не сможем и не должны искать решения задач в бою с противником в открытом море. Мы не можем ставить себе задач за обладание морем... — писал он в 1927 году. — Флот нужен, но какой флот? Каждому ясно, что строить линкоры и вашингтонские крейсера нам незачем. Мы не занимаемся мировым разбоем, да и денег для таких крейсеров нужно слишком много». Наиболее эффективным методом применения военно-морских сил Муклевич считал совместное использование кораблей различных классов, морской авиации и береговой артиллерии на миняо-артиллерийских позициях в тесном взаимодействии с сухопутными войсками, действующими на приморских направлениях. Камень преткновения в решении многих проблем он видел в том, что на флоте не знают психологии сухопутных войск, на десантные операции смотрят как на тяжелую обязанность, а общевойсковые начальники не уделяют должного внимания флоту. Начальник Штаба РККА М. Н. Тухачевский и его помощник В. К. Триандафиллов, например, считали, что на береговую оборону и тяжелую авиацию следует выделять больше ассигнований, чем на развитие надводных кораблей. Что касается подводных лодок, то их боевому использованию уже тогда придавалось большое значение. Учитывая, что советский флот тех лет значительно уступал в количественном и качественном отношениях флотам западных стран, Муклевич ориентировал командный состав на «малый флот», сильный своей высокой маневренностью и боевым, революционным духом. Главной задачей он считал приобретение личным составом прочных навыков в использовании оружия, в боевом управлении кораблем или частью и, наконец, во взаимодействии с другими маневренными или позиционными силами в конкретных условиях данного морского театра. Муклевич часто говорил о необходимости воспитания в личном составе уверенности в своем оружии, стремления к полному использованию его боевых возможностей. Не оставлял без внимания Ромуальд Адамович и политическое обеспечение боевой подготовки морских сил, требуя, чтобы именно на это политорганы делали главный упор в своей работе. Заботясь о росте оперативно-тактических знаний командного состава флота, он ввел на флотах доклады преподавателей академии и работников научно-технического комитета о достижениях военно-морской мысли. Он требовал непременного соединения инспектирования с организаторской работой на местах. Понятно, что Ромуальда Адамовича очень волновало положение дел в Военно-морской академии. Он бережно относился к старым преподавателям, но проблеме обновления кадров за счет молодежи придавал решающее значение. Опытные кадры флота переводились на педагогическую работу, часто в ущерб интересам частей и учреждений, в которых они служили. Так, в академию были посланы И. С. Исаков, командир линкора К. II. Самойлов, командир соединения С. П. Ставицкий и другие. Выпуск академии в 1927 году — слушателей, имевших лишь опыт гражданской войны, таких, как Кожанов, Душе-нов, Лудри и другие, — Муклевич отметил в приказе как большое событие и праздник в Военно-Морских Силах РККА. Ромуальд Адамович ратовал за широкое распространение академического образования среди командного состава флота. Он полагал, что этим путем можно обеспечить единство мнений в оперативно-тактических и организационных вопросах. Наиболее удобной формой повышения образования ему представлялись курсы усовершенствования при академии Он рассчитывал, что знания, приобретенные на курсах, в соединении с опытом дадут все необходимое для высшего командного состава К сожалению, в этом Муклевич ошибался. Он не учел, что время «школы маршалов» (как звали КУВНАС — Курсы усовершенствования высшего начальствующего состава при Военно-морской академии) уже прошло. Очень широко и также в различных формах проводилась при Муклевиче подготовка кадров в военно-морских училищах из краснофлотской молодежи и подготовка специалистов из строевых командиров (на специальных курсах усовершенствования комсостава — СКУКСе) и из краснофлотцев (в школах и учебных отрядах). Он возлагал надежды на то, что новые кадры укрепят ряды личного состава флота и будут хорошей сменой, воспитанной в советском духе, на лучших революционных традициях. |
Обновлено для 12.04.2009 06:35 |