Баннер

Полезные сайты

ОФИЦЕР И «ВАРЯГА»
Автор: Тимоха   
27.02.2009 14:20
На основании указаний, данных В. И, Лениным коллегии Наркомату по морским делам, ГенморохМ была направлена Военному отделу Центробалта директива о перебазировании Балтийского флота из Ревеля и Гельсипгфорса в Кронштадт. В ней указывалось о возможности наступления немцев с Моонзундских островов на материк «с целью захвата Ревеля и Эстляндии с сухого пути при широком содействии германского флота в Финском заливе к западу от центральной минной позиции». Командованию флота предписывалось сосредоточить в районе Ревеля и Гельсингфорса асе ледокольные средства, «теперь же увести из Ревеля в Гельсингфорс все те боевые и вспомогательные суда, нали­чие команды на которых, а равно техническое состояние не допускает выхода их в море по первому требованию», и «теперь же подготовить к уходу из Гельсингфорса в Кронштадт все те суда 2-й и 3-й категории, кои могут быть без ущерба для них проведены в колотом льду... Сверх изложенного теперь же надлежит принять меры к возможному переводу запасов флота из Ревеля в Гельсингфорс и Кронштадт» .
Эта директива легла в основу дальнейших действий по Ледовому походу Балтийского флота. Руководство переходом флота на восток Советом Народных Комиссаров было возложено на Народный комиссариат по морским делам и, следовательно, на его оперативно-административный орган — Морской генеральный штаб. Это была первая крупная за­дача, которую выполнял советский Генмор во главе с Е. А, Береисом.
Обстановка на Финском заливе весной 1918 года резко осложнилась в связи с подготовкой германским командова­нием высадки десанта в Финляндию. В директиве, направленной Высшим военным советом Народному комиссариату по морским делам, говорилось: «В сложившейся обстановке необходимо при первой возможности безотлагательно сосре­доточить большой и малый флот Балтийского моря в районе Кронштадта...»  Во исполнение этого приказания 20 мар­та 1918 года Морским генеральным штабом была направлена командованию Балтийского флота директива, в которой предписывалось срочно закончить перевод в Кронштадт кораблей, способных двигаться во льдах, организовать охрану судов и обслуживание механизмов, дабы избежать расхищения и порчи, к моменту открытия навигации подготовить к переходу в Кронштадт все суда и перевозке ценное имущество. В случае захвата противником баз в его руки не должны были попасть корабли и имущество, равно как не должно было произойти преждевременное уничтожение кораблей. Эта директива отчетливо показывает заботу руководимого Е. А. Беренсом Морского генерального штаба о сохранении для Родины кораблей, боевого и прочего имущества.
Успешное проведение Ледового похода имело огромное эначение для Советской Республики в деле обороны побережья и Петрограда с моря. Кроме того, оно позволило Е. А. Беренсу вместе с В. М. Альтфатером выделить в дальнейшем из Балтийского флота корабли для формирования речных и озерных флотилий. Позднее балтийские корабли были пе­реведены и на Черное море.
Обстановка на Черном море в 1918 году была еще более сложной. Корабли флота оказались под угрозой захвата противником. В этих условиях Е. А. Беренс предложил единственно правильное, хотя и тяжелое, решение — затопить корабли.
24 мая 1918 года он представил докладную записку в Высший военный совет, где всесторонне охарактеризовал политическую и военную обстановку, в которой оказались ко­рабли, стоявшие в Новороссийске, и обосновал необходимость их уничтожения.
Докладная записка Е. А. Беренса после всестороннего обсуждения была одобрена Высшим военным советом и в тот же день направлена В. И. Ленину. Выслушав мнения ряда сведущих лиц, Владимир Ильич написал на ней: «Ввиду безвыходности положения, доказанной высшими военными авторитетами, флот уничтожить немедленно» .
18 июня 1918 года черноморские суда, находившиеся в Новороссийске, были потоплены.
Обстоятельства сложились так, что в дальнейшем, будучи уже на военно-дипломатической работе, Е. А. Беренс приложил много усилий к возвращению в СССР черноморских кораблей, уведенных белогвардейцами из Севастополя и Бизерту.
Летом 1918 года Генмор переехал в Москву. Важнейшими задачами его в этот период были: организация обороны подступов к Петрограду с моря в связи с продолжавшимися агрессивными действиями немцев; приведение кораблей, прибывших в Кронштадт и Петроград из Гельсингфорса, в боеспособное состояние и формирование речных и озерных флотилий.
В августе 1918 года Петроград и Кронштадт оказались иод угрозой наступления немцев и белофиннов. На совещании в Генморе под председательством Е. А. Беренса было рассмотрено несколько вариантов минных заграждений на Подходах к Кронштадту. В случае крайней необходимости требовалось принять подготовительные меры по уничтожению кораблей. Полученное телеграфное приказание В. И. Ленина ставить минные заграждения немедленно, без всяки промедлений разрешило все сомнения.


Обновлено для 27.02.2009 15:03
 
blank   blank   blank