Военные новости
Полезные сайты
ВЫДАЮЩИЙСЯ СОВЕТСКИЙ ФЛОТОВОДЕЦ |
Автор: Administrator |
12.04.2009 10:01 |
JPAGE_CURRENT_OF_TOTAL В 1951 году И. В. Сталин наконец-то сменил гнев на милость: Н. Г. Кузнецову присваивается звание вице-адмирала, а в июле 1951 года он назначается военно-морским министром. В 1953 году, вскоре после смерти Сталина, Николай Герасимович восстанавливается в звании адмирал флота, а после реорганизации Военного министерства и Министерства Военно-Морского Флота в Министерство обороны СССР становится первым заместителем министра обороны — главнокомандующим Военно-Морскими Силами. Казалось, невзгоды позади и наступил конец произволу. Н. Г. Кузнецов свой талант флотоводца, опыт и знания отдает созданию современного флота, исходя из задач, стоящих перед Вооруженными Силами страны, и с учетом опыта минувшей войны, достижений научно-технической революции, а также обучению и воспитанию военно-морских кадров. Н. Г. Кузнецов рассчитывал на перемены к лучшему. Пытался исправить ошибки, допущенные в кораблестроении. Наращивание боевого потенциала Военно-Морского Флота он видел прежде всего во внедрении качественно новых систем морских вооружений с реализацией в них последних достижений науки и техники: ракетного оружия, атомной энергетики, вычислительной техники, радиоэлектроники и автоматики. Вопрос о разработке ракетного оружия для флота Н. Г. Кузнецов поднял еще в 1951 году. Ему довелось увидеть первые плоды начала эры научно-технической революции в Военно-Морском Флоте, у истоков которой он стоял: в 1954—1955 годах на крейсере «Нахимов» и в одной из частей береговой обороны ВМФ были установлены первые опытные образцы ракетного оружия и произведены первые стрельбы с береговой установки; при нем произошла закладка первой атомной подводной лодки — родоначальницы советского атомного флота. В 1955 году Н. Г. Кузнецов представил министру обороны Маршалу Советского Союза Г. К. Жукову и в ЦК КПСС доклад о необходимости скорейшей разработки для подводных лодок дальнобойных ракет и комплекса гироскопических приборов и вычислительной техники для обеспечения их применения. Это были последние документы, подписанные Н. Г. Кузнецовым, сыгравшие затем важную роль в определении дальнейшего направления развития морских систем вооружений... По основным, кардинальным проблемам строительства и жизни флота Н. Г. Кузнецов имел свою точку зрения, которую неизменно отстаивал, невзирая на авторитеты, хотя это не всегда проходило для него безнаказанно, особенно после войны. Так было при Сталине. Случилось это и при Н. С. Хрущеве. Вопросы Военно-Морского Флота по-прежнему решались с трудом, откладывались. Министр обороны Маршал Советского Союза Г. К. Жуков должной поддержки не оказывал. Хрущев был противником строительства надводных кораблей, особенно крупных. Однажды Николай Герасимович резко высказал свое мнение по поводу некомпетентности Хрущева в военно-морских вопросах. Эта резкость, несвойственная характеру Николая Герасимовича, не прошла ему даром. В мае 1955 года у Н. Г. Кузнецова, ставшего два месяца назад Адмиралом Флота Советского Союза, случился инфаркт, лечение которого требовало длительного времени. Как развивались события дальше, видно ил записок Н. Г. Кузнецова: «Доктора предписали ограниченную продолжительность работы. Обдумав и учтя все равно неклея-щиеся (без просвета) отношения с Жуковым, я обратился к нему с просьбой освободить меня с поста заместителя министра обороны и использовать на меньшей работе. Это было расценено как мое нежелание работать с Жуковым... Честолюбием я никогда не страдал... готов был удовлетвориться более скромным участком работы. Важнее было то, что мои напряженные отношения с министром обороны неизменно сказывались бы па деле. Ответа я не получил. Мне было разрешено подобрать такого заместителя, который мог бы полноценно исполнять обязанности главкома в мое отсутствие. Я назвал фамилию С. Г. Горшкова, тогдашнего командующего Черноморским флотом. С предложениями согласились... Я имел все основания предполагать, что судьба моя уже решена». По существу, так и случилось... Николай Герасимович из-за инфаркта уже полгода не исполнял обязанности главнокомандующего Военно-Морским Флотом, когда в ночь на 29 октября 1955 года на линейном корабле «Новороссийск» (бывший итальянский линкор «Чезаре», полученный по репарации), стоявшем в Севастопольской бухте на штатной бочке, под днищем корабля произошел взрыв. Корабль затонул. Погибло много людей. Комиссия, расследовавшая причины гибели корабля, истинной причины не установила, выдвинув ряд версий. Вступив в командование Черноморским флотом после катастрофы, в декабре 1955 года, я внимательно изучил все имевшиеся на флоте материалы по этому вопросу: состояние корабля и подготовку личного состава до катастрофы, место гибели корабля и его состояние после взрыва, а также организацию и ход траления Севастопольской бухты от неконтактных мин за предыдущие десять лет, установку штатных бочек для швартовки кораблей, охрану бухты и разведывательные документы. Пришел к заключению, что прав Н. Г. Кузнецов, записав в свою записную книжку в 1955 году: «До сих пор для меня остается загадкой, как могла остаться и отработать старая немецкая мина, взорваться обязательно ночью и взорваться в таком самом уязвимом месте корабля. Уж слишком это все невероятно». Это также подтверждается данными контрольного траления акватории бухты после войны — мин не обнаружили. Кроме того, кораблям было запрещено становиться на якорь в Севастопольской бухте и для каждого корабля были выставлены штатные бочки. Линкор в то время стоял на штатной бочке. Следовательно, наиболее вероятной причиной была диверсия. Причем же здесь главком? Тем ее менее чуть ли не главным виновником гибели корабля стал он. |
Обновлено для 22.04.2009 08:28 |