Военные новости
Полезные сайты
УЧИТЕЛЬ И ДРУГ |
Автор: Administrator |
11.04.2009 19:05 |
JPAGE_CURRENT_OF_TOTAL Три дня отряд пробыл в Петергофе. Люди помылись, сменили белье и обувь. Но самое главное — Орлов настоял, чтобы к отряду были прикомандированы для обучения сухопутному бою армейский командир и несколько бывших унтер-офицеров. Командирами взводов и отделений назначили инструкторов Ораниенбаумской морской стрелковой школы. Были проведены двусторонние боевые учения, усилена политическая работа. Отдохнув, отряд совершенно преобразился. С кличем «Даешь Ямбург!» моряки двинулись на передовую. В бою за Ямбург они вырвались вперед и одними из первых вошли в город. В течение декабря 1919 года и января 1920-го разбитая армия Юденича, перешедшая на территорию Эстонии, совершенно распалась и перестала существовать. 15 марта в речи на III Всероссийском съезде рабочих водного транспорта Ленин говорил: «...от предстоящей кампании водного транспорта наша судьба, может быть, больше зависит, чем от предстоящей войны с Польшей, если нам ее навяжут. Ведь и война уперлась в разрушенный транспорт. У нас войска много, но мы не можем его подвезти, не можем снабдить его продовольствием, не можем подвезти соли, которой у нас масса, а без этого товарообмена никакие правильные сношения с крестьянами немыслимы. Вот почему на теперешнюю водную кампанию вся республика, вся Советская власть, все существование рабоче-крестьяпской власти возлагают задачи исключительной, величайшей важности. Нельзя терять ни одной недели, ни одного дня, ни одной минуты, надо остановить эту разруху...» В феврале 1920 года В. Зоф, В. Орлов, а за ними ряд других коммунистов Балтфлота были направлены ЦК партии на работу по восстановлению водного транспорта. Их задача сводилась к тому, чтобы, как говорил Ленин, весь оныт создания Красной Армии был перенесен на транспорт, поднять его на ту же высоту по организованности и строгой железной дисциплине . В апреле был образован Главнолитвод (Главное политуправление водного транспорта). Орлова назначили заместителем начальника. Срочно начали создаваться политводы (политотделы при областных бассейновых управлениях). Требовались люди хотя бы с небольшим опытом военной работы. В конце июня к нам на Балтику приехал Орлов, он увез с собой группу коммунистов. Отправился с ними и я. Орлов возглавил политуправление с очень сложным названием Донкубаньазчерноморполитвод, я стал его заместителем. Этот политвод должен был вести работу на Дону, Кубани, на Азовском и Черном морях. Огромный район, недавно освобожденный от белогвардейцев, имел очень слабый партийно-советский аппарат. И на Дону, и на Кубани, да и у Одессы орудовали разные банды. Станции и пристани были забиты мешочниками и спекулянтами. Все это очень осложняло нашу работу. Знакомясь с обстановкой, подбирая людей и запасаясь необходимыми материалами и длиннющими мандатами, мы готовились к отъезду. Примерно через неделю поезд ужо вез нас в Ростов-на-Дону, Недалеко от Таганрога в станционном ларьке свободно продавался белый хлеб. Это нас поразило. Водники отнеслись к нам недоброжелательно. Они были настроены против назначенных комиссаров и парторгов, которые боролись с распущенностью, требовали выполнения планов. Первоначально все были заняты организационными делами. Но потом, когда перешли к повседневной работе, я начал выполнять отдельные задания Орлова и стал чем-то вроде его порученца. Но вот поручения кончились, и я в течение двух дней был не у дел. Мне это наскучило, я сказался больным и не вышел на работу. Через два дня Орлов приехал ко мне, и у нас произошло объяснение. Он признал, что у него действительно неправильный метод работы: хочет все делать сам. Это лишает других самостоятельности. Решили разделить наши обязанности: я возглавил политотдел Черноморского транспорта в Одессе, который предстояло еще создать, Орлов сохранял общее руководство, оставаясь в Ростове. Через несколько дней мы с Орловым выехали в Одессу для организаций там политотдела и работы на черноморском транспорте. Ехали кружным путем — через Харьков, Полтаву, огибая врангелевскии фронт. Добирались долго, почти неделю. Было это в конце августа 1920 года. В Одессе Орлов довольно быстро организовал политотдел, помог комиссару пароходства разрешить ряд трудных вопросов, провел совещание, на котором четко поставил задачи: всемерная помощь фронту и восстановление деятельности пароходства. Вскоре он вернулся в Ростов, но ненадолго. Его направили в Нижний Новгород для укрепления Волжского пароходства. Однако и там проработал незначительное время. В конце ноября 1920 года на совещание в Москву были вызваны ответственные работники транспорта. Там я встретил Орлова, приехавшего уже из Петрограда в качестве комиссара Балтийского морского транспорта (Балтмор-тран). В этой должности он оставался до декабря 1921 года. После решений X съезда партии об укреплении флота был организован Морской отдел Политуправления Реввоенсовета Республики. Начальником его стал Орлов. Создание Центральных политических курсов Красного Флота, созыв совещания моряков-коммунистов всех флотов и центральных управлений, укрепление связи с комсомолом — вот далеко не полный перечень дел, которыми занимался В. М. Орлов. Потом он возглавил управление военно-морских учеб-ых заведений. Ко времени прихода Орлова в УВМУЗ еть учебных заведений по подготовке командного состава красного Флота, а также школ и учебных отрядов на флотах в основном была уже создана. Задача сводилась к упорядочению и систематизации программ и методики преподавания, к усилению партийного влияния в обучении и воспитании, улучшению преподавания марксистско-ленинской теории. В связи с постепенным переходом в армии и на флоте к единоначалию необходимо было готовить командиров пе только как квалифицированных специалистов, но и как политических руководителей. Решение этих задач легло на морской учебный комитет, методическую комиссию при начальнике УВМУЗ. Морской учебный комитет рассматривал и утверждал задания для училищ, учебные планы и программы. Собирался комитет не чаще одного раза в месяц, председательствовал обычно сам Орлов. Помню, как-то на одном из заседаний, взглянув на него, я удивился, увидев на обычно серьезном и хмуром лице Орлова усмешку и веселый блеск глаз. В перерыве я спросил, что его так развеселило. |
Обновлено для 12.04.2009 06:33 |